По данным центра стратегических исследований (ЦСИ) компании «Росгосстрах», доля среднего класса в общей численности населения России составляет 17%. «Это граждане, которые считают, что добились того уровня дохода, который обеспечивает им комфортное существование», — отмечается в исследовании.
При этом в крупных городах с населением более 1 млн человек средний класс по-прежнему более многочисленный, чем в целом по стране. Здесь к нему можно отнести 32% населения.
Еще 27% россиян намерены стать «средним классом» через пять лет или менее того. Если эти прогнозы сбудутся, то уже через два-три года доля среднего класса среди российского населения превысит отметку в 33%, прогнозируют аналитики.
Однако ритейлеры, работающие в сегменте «средний плюс», чьей целевой аудиторией и является «средний класс», не разделяют оптимистических прогнозов исследователей.
Рост среднего класса наблюдается только в Москве и Санкт-Петербурге, тогда как в регионах, наоборот, увеличивается расслоение между богатыми и бедными, отмечает Евгений Цивин, генеральный директор сети аксессуаров Edmins.
«Ритейлерам в сегменте «средний плюс» тяжело эффективно работать на региональных рынках, где средний класс постепенно вымирает. В этом году мы будем открывать собственные магазины только в Москве и Санкт-Петербурге. В регионах мы будем развиваться только по франчайзингу», — заявил он.
По словам Ксении Рясовой, президента компании Ruveta OY, развивающей сеть магазинов одежды Finn Flare, покупательская способность в российских регионах действительно ниже, чем в Москве. «То, что для Москвы — это средний ценовой сегмент, для регионов может считаться «средним плюс», — отметила она.
Однако разница между выручкой столичных и региональных точек продаж уравновешивается более низкой арендной ставкой, а также более низкими затратами на заработную плату и коммунальные услуги. «В Москве почти не осталось мест, где мы могли бы открываться, поэтому планируем расти именно за счет регионов», — подчеркнула она.
По словам Дмитрия Чуйкова, директора по развитию компании Ecco в России, размер выручки в небольших городах может быть в десятки раз меньше, чем в московских, однако спрос сегмент «средний плюс» все равно есть. «Здесь очень важно грамотно работать с целевой аудиторией и правильно преподносить ей свой формат», — пояснил он.