В России начал работать китайский маркетплейс Taobao. Кроме того, о возвращении в РФ сообщил еще один ритейлер из Китая – JD.com. Пострадают ли российские продавцы от появления двух крупных игроков, и как отечественным магазинам конкурировать с китайскими площадками – разбираемся вместе с экспертами.
В июле в России начал работать китайский маркетплейс Taobao, принадлежащий Alibaba Group. Помимо него, в РФ работают две другие площадки, принадлежащие ecommerce-гиганту из Китая: AliExpress и TMall.
На первом этапе российские покупатели смогут приобрести на Taobao около 3 млн товаров, с основном, это одежда, детские товары и аксессуары для техники. Ежемесячно ассортимент, как сообщили в пресс-службе Alibaba, будет увеличиваться «на миллионы позиций». Раньше Taobao не был представлен за пределами Китая, хотя товары оттуда доставлялись в Россию после перепродажи через AliExpress.
Также стало известно о вероятном возвращении в РФ другого китайского интернет-магазина – JD.com. Компания уже пыталась выйти на российский рынок в 2015 году, но проработала всего полгода. По данным издания «Коммерсантъ», в этот раз JD заручился поддержкой одной из крупнейших торговых компаний – X5 Retail Group. Как сообщил представитель X5, компания работает над созданием инфраструктуры для доставки заказов из Китая в автоматизированные пункты выдачи.
Число покупок россиян на китайских площадках стабильно растет из года в год. Только за последние 3 месяца 2018 года жители нашей страны потратили на AliExpress 582 млн долларов.
В 2017 году «Почта России» обработала рекордное количество международных отправлений с товарными вложениями — более 284 млн штук, что на 26% выше показателя 2016 года и в 10 раз больше, чем в 2012 году. Особенно серьезный рост отмечен в Петербурге: его жители получили более 10 млн посылок из-за рубежа, что в 2 раза превышает показатель 2016 года (4,4 млн). Подавляющее число отправлений – более 90% по данным АКИТ – приходит из Китая.
Согласно исследованию Gfk и Яндекс.Маркета, чаще всего в китайских магазинах жители российских городов приобретают одежду и обувь, детские товары, смартфоны и планшеты.
Пострадает ли российский ритейл
Китайское присутствие на российском рынке – не новость, – говорит генеральный директор компании Advantshop Камиль Калимуллин: «Все мы помним появление AliExpress, да и JD.com уже пытался продавать в России. В отличие от ситуации трех-четырехлетней давности, появились крупные российские игроки. Например,Mail.ru развивает сервис Pandao, который продает китайские товары. Поэтому вопрос не в появлении новых игроков на рынке, а в том, кто будет продавать китайские товары российскому потребителю, потому что он в любом случае их купит».
Что касается сегментов, которые могут пострадать, то китайские производители практически полностью закрывает линейку всех потребительских товаров, за исключением только самых специфичных российских продуктов, – продолжает Камиль Калимуллин. Здесь так и останутся нишевые российские игроки. А коснется всех, кто не сможет перестроить свою работу, исходя из новых вызовов.
В данный момент ситуация на рынке онлайн-торговли стабильна, – считает генеральный директор «Фотосклад.ру» Алексей Банников. Повальное увлечение китайскими магазинами слегка угасло. Их популярность по-прежнему высока, однако в сфере техники и электроники становится чуть проще с ними конкурировать.
В первую очередь выход двух новых игроков отразится на сегменте аксессуаров, а также одежды и обуви, – полагает эксперт. «Всё, что китайские торговые площадки готовы предложить по приемлемой цене с неплохим качеством, будет затронуто. На рынке электроники это тоже скажется, но пока сложно сказать, как. Нельзя утверждать, что мы готовимся к смене рыночной ситуации, но имеем ее в виду».
Благодаря началу работы Taobao в России Alibaba Group усилит позиции на российском рынке, но вряд ли значительно, – говорит Олег Пчельников, директор бизнес-направления «Продукт» компании «Юлмарт». Taobao проигрывает российским ритейлерам по качеству и скорости доставки, к тому же, стоимость товаров на нем выше, чем на принадлежащей Alibaba площадке Aliexpress. Платформе придется конкурировать с российскими площадками, которые набирают популярность в данной нише. Проблемой станет отсутствие собственной инфраструктуры, без которой невозможно торговать многими категориями, например, крупной бытовой техникой и электроникой.
«Что касается JD.com, – продолжает Олег Пчельников, – то он уже потерпел неудачу на российском рынке. Компании нужно пересмотреть стратегию в России, чтобы опыт не повторился. Ключевым преимуществом китайцев пока остаётся цена. Развитию на российском рынке обеих компаний может способствовать увеличение скорости доставки и уникальный ассортимент».
Учитывая, что на момент выхода на рынок РФ Taobao имеет более 3 млн различных наименований потребительских товаров, можно с уверенностью сказать, что он будет конкурировать со всеми нашими онлайн-продавцами, – комментирует Алексей Жаворонков, директор по работе с корпоративными клиентами компании «КРОК». Однако вряд ли запуск Taobao серьезно поменяет расклад на российском рынке онлайн-торговли. Та ниша товаров, которые продает ритейлер, не будет сильно расти по тем же причинам, что и раньше: проблемы качества, приверженность к брендам, сложности с возвратом товаров.
Конкуренция пойдет на пользу
«Не думаю, что появление новых игроков как-то повлияет на российский онлайн-рынок, – говорит Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ). – У нас в стране очень низкий уровень конкуренции, и ее необходимо увеличивать. Для отрасли это полезно. В России на душу населения приходится, в среднем, 3,4 онлайн-покупки в год, в то время как в странах-лидерах – Южной Корее и Великобритании – 80 покупок».
По мнению Александра Иванова, появление конкурентов заставит российских продавцов искать скрытые ресурсы. В первую очередь, пересматривать собственные издержки и работать над сервисом.
«Китайские маркетплейсы захватили серьезную долю рынка, что ударило по отечественным магазинам, – добавляет Алексей Банников. – Но в их появлении есть и преимущество: до него на рынке сложилась своеобразная олигополия, которая привела к застою. Наличие конкуренции, напротив, привело нас к необходимости более агрессивной борьбы за клиента».
То, что китайские игроки открывают новые возможности для российских продавцов, считает и Камиль Калимуллин. Он предлагает рассматривать их как дополнительные площадки, где можно разместить свои товары. Taobao и JD представляют угрозу, в первую очередь, для российских маркетплейсов, поскольку могут отнять часть трафика. Однако на данном этапе всерьез говорить об этом не приходится.
«3 основные вещи, над которыми мы рекомендуем работать предпринимателям, это: увеличение количества клиентов, увеличение среднего чека и повышение LTV (времени жизни клиента с компанией), – говорит Камиль Калимуллин. – Ключевой технологией, которая помогает больше зарабатывать на конкурентном рынке, является интимизация онлайн-продаж. Это комплексная технология выстраивания таких отношений с клиентом, при которых он более склонен купить у вас, чем у конкурента. Именно она может помочь российским игрокам конкурировать с китайскими».
В качестве преимуществ российские магазины могут предложить гарантию, быструю доставку и сервис, – полагает Алексей Банников. Плюс у большинства есть офлайн-точки, где можно посмотреть товар или протестировать его. К тому же, в реализации А-брендов покупатели по-прежнему больше доверяют магазинам с устойчивой репутацией. Этого не могут предложить иностранные площадки.
Основное преимущество российских магазинов – скорость доставки, – считает Александр Смыслов, управляющий директор MoscoWine.ru. – Если необходимо купить какой-то товар сегодня с доставкой до 10 дней, то выбор падает на российский ритейл. Также на работу российских магазинов на порядок больше отзывов, чем на китайские площадки. Этот аспект сейчас крайне значим для потребителей при выборе магазина.
Поскольку текущий рынок ритейла – рынок дискаунтера, в борьбе за покупателя для российских продавцов решение очевидно: снижение цен, четкое управление товарной матрицей, внедрение систем автоматизации для управления товарными остатками, качественный сервис, – уверен Алексей Жаворонков.
Число покупок в Китае продолжит расти
В России существует рынок маркетплейсов, таких как Яндекс.Маркет, – комментирует Камиль Калимуллин, Advantshop. Их преимущества – дешевый собственный трафик, понимание рынка и общение на русском языке. Преимущества китайских площадок – выстроенная дистрибуция от производителя и серьезные финансовые ресурсы. «Закономерно, что Taobao как крупный игрок приходит в Россию. Помешать этому могут разве что политика и заградительные меры. Если говорить о JD, всё будет зависеть от стратегии, которую применит компания».
«В ближайшие годы число покупок в китайских магазинах продолжит расти, если не будет принято каких-либо идиотских мер и запретов, – говорит Александр Иванов, НАДТ. – Даже если появятся запреты, то россияне равно продолжат покупать на китайских маркетплейсах. Просто вырастет контрабандный поток, как сейчас происходит в Белоруссии. Российские потребители вряд ли от этого пострадают».
Напомним, что весной этого года президент экс-президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров обратился в Госдуму с просьбой вести сбор на покупки в зарубежных магазинах в размере 30%. Те онлайн-магазины, которые откажутся платить сбор, Федоров предложил блокировать на территории РФ.
Ранее АКИТ активно лоббировала введение НДС для зарубежных продавцов. По мнению представителей организации, сейчас российские интернет-магазины находятся в менее выгодных условиях по сравнению с западными и китайскими площадками, а подобные инициативы помогут эти условия уровнять.
Если говорить об экономике в целом, а не только о ритейле, то глобальная задача в стране – развитие российского производства, – комментирует Александр Иванов. Если нет его, а появляются только заградительные меры, то для развития торговли это бесполезно.
«Торговля, в первую очередь, должна удовлетворять потребности населения. Если этого не могут сделать местные игроки, то будут приходить зарубежные. И Taobao, и JD – два интересных сервиса, которые разнообразят российскую палитру, – считает эксперт.
Алёна Яркова | RETAILER.ru
Подписывайтесь на наш каналы в Telegram и «Яндекс.Дзен», чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.