В то время как в погоне за сокращением издержек многие европейские компании переносят свое производство в славящийся дешевой рабочей силой Китай, крупнейший в мире китайский производитель бытовой техники Haier открыл свой завод в Старом Свете.
Haier наладил производство холодильников в итальянском городке Камподоро, всего в 20 км от Падуи. «Важно, чтобы производство располагалось вблизи рынков сбыта, чтобы быстрее реагировать на изменения спроса», — считает глава европейского подразделения Haier француз Ренэ Обертин. По его словам, китайские конкуренты, чьи цеха находятся в Поднебесной, отстают из-за того, что «дополнительно тратят месяц на доставку такого объемного груза, каким являются холодильники». Кроме того, надо учитывать транспортные расходы. Еще одно преимущество итальянской прописки — возможность применения опыта местных дизайнеров.
Ежегодная выручка крупнейшего в мире производителя бытовой техники китайского концерна Haier уже превысила 18 млрд долл. Интересно, что эта основанная в 1984 году в Циндао фирма начинала свое сотрудничество с европейцами с организации совместного предприятия с немецкой компанией Liebherr. Однако альянс этот оказался недолговечным, так как немцы показались китайскому партнеру недостаточно гибкими в ведении бизнеса. «Китайцы реагируют на все изменения мгновенно, как на полученный по электронной почте e-mail. Того же они требуют и от каждого, кто с ними сотрудничает», — подтверждает Ренэ Обертин.
Для стратегии Haier характерно располагаться к целевым рынкам как можно ближе, а дизайн и маркетинг максимально приспосабливать к местным условиям и вкусам. Так, для многодетных семей в Пакистане концерн выпускает поистине гигантские стиральные машины, вмещающие по 32 предмета одежды, а крошечная посудомоечная машина сконструирована специально для миниатюрных японских квартир. Холодильники, предназначенные для продажи в странах, где много пустынь, должны иметь возможность работать от независимого источника электроэнергии, а для стиральных машин, отправляемых в сельские районы Поднебесной, важно, чтобы они были защищены от проникновения в них мышей, так как местные крестьяне устанавливают их вне пределов своего жилища. Для Европы же главное — дизайн.
Несмотря на то что Haier является крупнейшим в мире производителем бытовой техники и планирует в нынешнем году поднять свою выручку до 20 млрд долл., его доля на рынке Европы составляет всего 1%. По плану же на ближайшее пятилетие этот показатель должен возрасти до 5%. Кстати, несмотря на глобальный кризис, выручка европейского подразделения Haier в 2010 году должна увеличиться на 50, до 450 млн евро. Впрочем, работают китайцы в Европе пока в ноль, то есть добились пока лишь того, что бизнес их здесь стал безубыточным. В целом же по всему концерну доходность по прибыли составляет примерно 3%. Ну а завод в Камподоро намерен в текущем году почти удвоить выпуск холодильников, доведя их количество более чем до 100 тыс. К 2013 году этот показатель возрастет еще на 100%.