Как стало известно газете "БИЗНЕС Online", компания "Агава" построит в Казани, на пересечении Горьковского шоссе и улицы Можайского, новый торговый центр, якорным ритейлером которого станет уже четвертый по счету в столице РТ гипермаркет товаров для дома и ремонта "Мегастрой". ТЦ под рабочим названием "Горьковский" займет участок площадью 7,9 га, из которых 3,5 отведено под застройку. При этом торговая площадь объекта составит 26 тыс. кв. метров. По мнению экспертов и участников рынка, принадлежащая Владимиру Малыгину сеть, позиции которой достаточно сильны в Татарстане, в перспективе способна стать крупным игроком федерального уровня.
В управлении архитектуры и градостроительства исполнительного комитета Казани 18 ноября прошли публичные слушания по вопросу, связанному с запланированным строительством нового торгового центра на пересечении Горьковского шоссе и ул. Можайского. Девелопером проекта выступило ООО "Агава", оператор сети гипермаркетов DIY "Мегастрой".
На слушаниях было озвучено рабочее название проекта — ТЦ "Горьковский". На слушаниях ООО "Агава" просило в отношении земельного участка площадью 7,9 га, запланированного под строительство, увеличить зону коммунально-складскую и уменьшенить зону предприятий незначительного отрицательного воздействия на среду. От "Агавы" выступила Ада Покровская, также на слушаниях присутствовал заместитель директора "Агавы" Дмитрий Герасимов и еще несколько сотрудников компании.
Покровская в своем коротком выступлении отметила удобное расположение участка: на въезде в город со стороны Кировского района. Она сообщила, что земельный участок принадлежит ООО "Агава". Также обратила внимание на удобные подъезды к территории. Покровская рассказала, что основной въезд для покупателей будет организован со стороны Горьковского шоссе, будут и дополнительные въезды. Торговый центр будет включать в себя несколько якорных арендаторов: "Мегастрой", "Мебельный центр" и торговые галереи. Площадь застройки будет равна 3,5 гектара. Непосредственно торговые площади будут размещаться на 26 тыс. кв. метров. Говоря о проекте уже в настоящем времени, Покровская объявила, что на прилегающей к зданию торгового центра земле будет расположена благоустроенная площадка, равная 0,7 га, с тротуарами, озеленением, большой открытой парковкой на 988 машино-мест.
На вопрос корреспондента "БИЗНЕС Online" Покровская ответила, что здание планируется одноэтажным и частично двухэтажным. Дата начала строительства торгового центра станет известна позже — после прохождения всех необходимых разрешительных процедур.
Как оказалось впоследствии, к речам "Агавы" прислушивались, кроме корреспондента "БИЗНЕС Online", и несколько представителей ООО "ТАИФ-СТ". После выступления они обратились к Покровской с вопросами. Они отметили, что их база располагается в непосредственной близости, "то есть смежный участок". Их представитель попросил учесть при проектировании и "всех остальных вопросах то, что на выезде на Горьковское шоссе рядом с вашим участком планируется строительство автозаправочной станции".
Возникла дискуссия. Герасимов отметил: "Вы планируете, но же еще не строите".
Таифовцы парировали тем, что "на данный момент там существует газозаправочная станция, на ее месте будет распложена единая заправочная станция". К какой-либо договоренности стороны в ходе публичных слушаний не пришли.
Отметим, что это будет четвертый гипермаркет "Мегастрой" в Казани. Сегодня сеть DIY "Мегастрой", которую контролирует Владимир Малыгин, насчитывает три гипермаркета в столице РТ (на пр. Победы, 2-й Азинской и открывшийся летом прошлого года магазин на Гаврилова), а также по одному в Челнах, Чебоксарах и Йошкар-Оле (открылся в октябре 2012 года). Всего в сеть входят 6 гипермаркетов.
Согласно опубликованной концепции развития компании (данную стратегию в сети называют "стратегией циркуля"), планируется расширение присутствия ритейлера в радиусе тысячи км от Казани. "Из ближайших планов — строительство гипермаркета в Набережных Челнах (уже купили участок), откроем еще один магазин в Казани, два в Нижнем Новгороде, Уфе, Ижевске и других городах", — рассказала в интервью "Деловому кварталу" директор сети Гузель Хафизова. Предполагается, что магазины будут располагаться на первой линии оживленной магистрали крупных городов России, площадь гипермаркета составит от 5 тыс. до 15 тыс. кв. м, при этом один гипермаркет будет рассчитан на каждые 150 тыс. жителей в городе, а также единый бренд, ценовая политика и комплекс услуг.
В августе появилось сообщение, что ООО "Агава" построит в Ульяновске торговый центр "Созидатель". В ТЦ будет располагаться магазин "Мегастрой", продуктовый гипермаркет, мебельный центр, магазин бытовой техники, торговая галерея, кафе. Планируемая общая площадь здания — 43 317 кв. м, включая 14,2 тыс. кв. м под гипермаркет "Мегастрой", 4 749 кв. м для продуктового гипермаркета, 13 тыс. кв. м под мебельный центра и 1,5 тыс. под магазин бытовой техники. Рядом с моллом будет располагаться парковка на 1,2 тыс. машино-мест. Как сообщается на сайте компании, строительство торгового центра начнется в январе 2014 года и завершится в декабре 2014 года.
Среди других городов, куда сеть планирует выйти или расширить свое присутствие, Пенза, Челны, Тольятти, Киров, Ижевск, Пермь, Уфа, Саратов и… Москва. Всего в компании декларируют, что к 2017 году — то есть через 3 -4 года — сеть будет насчитывать 18 гипермаркетов.
Газета "БИЗНЕС Online" узнала мнения экспертов об открытие еще одного ТЦ и четвертого гипермаркета "Мегастрой" в Казани.
Анна Синявская — ведущий аналитик департамента консалтинга РБК, руководитель исследований food/non-food сетей:
— Конкуренция в сегменте DIY в Казани постоянно растет, поскольку город входит в сферу интересов международных и федеральных DIY-операторов ("Леруа Мерлен", "ОБИ", "Максидом"). Поэтому перспективы нового объекта будут полностью зависеть от удобства расположения объекта для покупателей и ассортиментной наполненности торгового центра. Поскольку здесь речь идет о DIY-гипермаркете в составе торгового центра, где будут арендаторы из смежных сегментов ритейла (например, мебель), можно предположить, что это увеличит объемы трафика покупателей, это важное конкурентное преимущество объекта. Аналогичные проекты успешно работают в Москве (например, БП "Румянцево").
"Агава" в последние два года довольно активно развивается, что увеличивает объем ее закупок, соответственно, появляются возможности предложить более низкие цены покупателям, что также поможет компании конкурировать с федеральными и международными операторами. Кроме того, компания начала развивать сегмент торговли товарами для сада, таких магазинов в России пока очень мало. Хочу отметить, что у "Агавы" есть преимущество, которое имеет локальная компания, — это более глубокое изучение своих потребителей, которое позволяет формировать ассортимент, исходя из потребностей конкретного региона.
Стоимость строительства такого объекта может стоить от 25 — 27 миллионов долларов и выше, в зависимости от деталей проекта. DIY-операторы редко выступают в качестве девелоперов торговых центров, обычно эти направления разделены (в отличие от, например, продовольственных сетей, где это встречается чаще). Сейчас строительные торговые центры либо строятся с нуля, либо преобразуются из строительных рынков и ярмарок — это основная тенденция.
Строительный рынок Казани развивается довольно динамично, здесь вводится до 45 процентов жилья в Татарстане, а вместе с рынком растут и продажи строительных и отделочных материалов. Позиции "Агавы" в Татарстане весьма сильны, она занимает порядка 35 — 40 процентов DIY-рынка Казани и около 1 процента рынка РФ.
Александр Обуховский — директор по развитию департамента торговой недвижимости KnightFrankа:
— Из всех случаев, когда торговый оператор выступает девелопером проекта, случаи, когда в роли девелопера выступает DIY-оператор, более редки. Чаще всего встречается, что девелопером торгового центра является оператор гипермаркетов. Мы знаем, что "Ашан" развивает свои сети, однако он является универсальным ритейлером — компания "Иммошан" развивает и гипермаркеты "Ашан", и DIY-оператора "Леруа Мерлен", и Decathlon.
На мой взгляд, открытие четвертого гипермаркета "Мегастрой" не будет перебором. Нормой считается, когда на 100 тысяч жителей приходится хотя бы один магазин формата DIY. Помимо "Мегастроя" в Казани представлены такие DIY-операторы, как OBI и "Леруа Мерлен". Рынок Казани и Татарстана в целом с точки зрения магазинов формата DIY, пока ненасыщен.
Что касается компании "Мегастрой", то она за пределами Татарстана не очень известна, и не рассматривается в качестве серьезного игрока на федеральном уровне.
Олег Татаринов — генеральный директор ООО "Колорит":
— В качестве якорного магазина для торгового центра DIY-оператор выступает в большинстве случаев, а вот в качестве девелопера торгового центра я такие примеры не вспомню. Если говорить о количестве "Мегастроя" для Казани, то четвертый магазин, на первый взгляд, выглядит как перебор, но в данном случае надо рассматривать не количество, а месторасположение нового магазина. Я считаю, что оно весьма удачное и перспективное. Перебором в этой цепи "Мегастроев" является первый магазин на проспекте Победы, который по площади уступает новым магазинам, а также по удобству парковки и выставки, и его месторасположению. Район строительства нового гипера еще не охвачен DIY-магазинами, открытие магазина на Горьковском шоссе позволит "Мегастрою" рассчитывать на покупательский поток Кировского, Московского районов, а также покупателей частного и коттеджного сектора вблизи Казани. Должен признать, что открытие магазина — это разумный и стратегический шаг собственника компании "Агава", который, безусловно, повлияет на распределение рынка строительно-отделочного ритейла Казани.
Что касается позиции "Мегастроя" на рынке DIY-ритейла, то эту оценку лучше сможет дать топ-менеджмент компании "Агава", исходя из экономических показателей. Что касается внешних признаков, то "Мегастрой" в Татарстане является одним из лидеров в сегменте DIY. Это региональная компания, которая вполне успешно конкурирует с иностранными и федеральными сетями, динамично развивается как на рынке Татарстана, так и в Поволжском регионе. Говорить о сильных позициях "Мегастроя" на рынке России преждевременно, пока это региональная сеть, но зная о намерениях руководства компании "Агава" активно развивать свою сеть в Поволжском регионе, думаю, в перспективе сеть. "Мегастрой" способен стать крупным игроком федерального значения.
Иван Федяков — директор ИА "Инфолайн":
— Практика, когда DIY-оператор выступает девелопером торговых центров, встречается не очень часто, но такое бывает. Приведу пример "Максидома", который совладеет всеми торговыми комплексами, которые построил. Важно понимать, что одно дело — строительство просто гипермаркета, и другое — полноценного торгового центра, в котором часть площадей будет занимать гипермаркет DIY. Наверное, сейчас с учетом рыночных ситуаций, цен на землю, стоимости реализации проекта строительство отдельно стоящего гипермаркета DIY без сопутствующих площадей под торговлю другими товарами, достаточно сложно. Тот же "Мегастрой" активно совмещает: у них объекты совмещают DIY, мебель, house-hold. Поэтому это вполне оправданная стратегия, вызванная очень высокой стоимостью реализации проекта и необходимостью быстро его окупать.
Отвечая на вопрос, не много ли гипермаркетов "Мегастрой" для Казани, надо учитывать фактор времени. Сейчас мы наблюдаем активный потребительский бум во всех областях розничной торговли, в том числе и DIY. Что касается DIY, это поддерживается активностью в строительном секторе. В принципе, Татарстан входит в число лидеров страны по объему ввода жилья и инвестициям в строительный сектор. Татарстан уступает только Москве, Московской области, Санкт-Петербургу, Краснодару и Тюмени. В Башкирии, например, совокупный объем строительства в два раза ниже, чем в Татарстане. Татарстан находится в активной строительной фазе и ощущается активность потребителей в приобретении строительно-отделочных материалов и товаров для дома. Но есть определенные риски глобального характера, связанные с замедлением темпов роста потребительской активности, снижением вообще экономической активности в стране. Мы видим, что страна постепенно погружается в рецессию, что скажется на покупательской способности населения. Уровень заработных плат уже не растет так, как раньше, и не будет, если сейчас не перестроим экономику на принципиально другую модель. Второй момент: хоть я и сказал, что Татарстан — лидер в объемах строительства, но если в 2012 году отрыв был ощутим (почти в два раза от ближайших преследователей), то в этом году республика по итогам 9 месяцев рискует уступить свое место и Ханты-Мансийскому автономному округу, и Башкирии. Говорить о стабильности бурного роста потребления не приходится.
Третий риск, который сейчас неминуемо будет ощущаться на рынке: напомню, в ноябре этого года были приняты изменения в Налоговый кодекс России. В рамках этих изменений торговые объекты площадью более 5 тысяч квадратных метров будут платить налог на имущество по кадастровой цене. А это уже очень приличные платежи. То есть объект-десятитысячник может платить до миллиона долларов в год, что неминуемо скажется на рентабельности этих объектов. Единственное, что будет сдерживать, что по большинству объектов в стране пока не принят кадастр. С нового года эти изменения в кодексе, скорее всего, затронут только Москву и Московскую область. Предполагаю, что Татарстан может быть одним из регионов, где налог на торговую недвижимость будет введен в полной мере. Возможно, с 2015 года он уже будет.
"Мегастрой" по итогам 2012 года, по нашим данным, занял 14-ое место в рейтинге операторов DIY, уступая крупным лидерам. Оборот по итогам года у компании превысил 5 миллиардов рублей (без НДС). Но "Мегастрой" — это не только DIY, и совокупный оборот у компании больше, но здесь мы рассматриваем другие критерии.