Свято место пусто не бывает. И на место ушедшего ритейлера бытовой техники и электроники (БТиЭ) компании «Электрофлот» выходит компания «Техносила». Как стало известно «гДеньги», в начале мая этого года состоится открытие первого магазина сети федерального оператора в казанском ТК «Савиново. Все для дома». На этом экспансия не ограничится, и со временем стоит ожидать развития «Техносилы» в другие города республики. Участники рынка признают, что уже сейчас казанский рынок достаточно насыщен как в формате дискаунтера, так и в формате премиум. Однако с мая на рынке Казани снова будут работать 6 крупных сетей, которые продолжат борьбу за потребителя в новом формате — гипермаркет.

Объем казанского рынка оценивается в $150 млн. в год. Татарстанский рынок в целом составляет порядка $300-350 млн. По словам его участников, наступил момент, когда по республике перспектив для наращивания присутствия стало намного больше, чем в столице: Казань занимает более половины всего электронного рынка республики. Вместе с тем, основная масса «интересных» потребителей по-прежнему концентрируется в крупных городах региона, несмотря на то, что рынки средних городов (с населением до 400 тыс. чел.), таких, как Альметьевск и Нижнекамск, являются достаточно привлекательными. Кроме того, собеседники «гДеньги» отметили, что близок тот день, когда в таких городах будут востребованы крупные форматы – торговые предприятия площадью 2 тыс. кв. метров.

Рынок

Аналитики и участники рынка, опрошенные «гДеньги» склоняются к мнению, что региональная отрасль бытовой техники будет следовать общемировым тенденциям. В частности, как и в Европе, в России продолжится снижение объемов продаж кинескопных телевизоров. Сейчас сам рынок телевизионной техники оценивается генеральным директором ТПК «Бытовая электроника «Сокол» (входит в холдинг «М.видео») Дмитрием Тимановым, примерно, в 8 млн. штук, и уже в этом году около 7,5 млн. из них будут кинескопными, а от 500 до 700 тыс. — ЖК и плазменные панели. Антон Гуськов из «РАТЭК» (Российская ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники) согласен с оценкой рынка ТВ-техники, однако считает, что уже сейчас доля ЖК составляет порядка 40%. В следующем году ожидается, что общий объем рынка в количественном выражении не изменится, но объемы продаж ЖК и «плазмы» вырастут, а доля кинескопных уменьшится.

Параллельно с этим существует тенденция удешевления техники. По словам Антона Гуськова, тот же самый телевизор сегодня можно купить дешевле $100, и в регионах появляется платежеспособный спрос на ЖК и плазму. «Сдерживающим фактором в сегменте плазмы по-прежнему остается цена, — рассказал он «гДеньги». – А вот снижение цены в других сегментах происходит из-за развития новых технологий». Кроме того, по его словам, все шире распространяется потребительское кредитование, что ведет к росту продаж дорогой техники.

По поводу устройств, воспроизводящих видео, можно однозначно сказать, что DVD-плееров в России уже сегодня продается гораздо больше видеомагнитофонов. Но, благодаря накопленным коллекциям фильмов на VHS, сегодня так популярны комбинированные VHS и DVD-устройства. Активно развивается цифровой сегмент: фотоаппараты, плееры, камеры, телефоны и пр.

Пожалуй, быстрее его растет только сам российский рынок бытовой техники и электроники. По большому счету, благодаря регионам. По оценке «РАТЭК», объем российского рынка бытовой техники и электроники в 2005 году составил порядка $12-13 млрд. Лидеры роста: цифровая техника; сегмент DVD (в особенности, портативные и записывающие); плазма; кристалл; мелкая цифровая техника (mp3-плееры); в сегменте крупной техники, в частности, в сегменте холодильной техники, рост заметно ниже. Это объясняется тем, что крупную технику меняют гораздо реже, чем цифровую или высокотехнологичную. По словам г-на Гуськова, рост колоссален: 25-30% в год. А по объемам торговли электроникой в российских масштабах Татарстан занимает 4 место в России после Москвы, Санкт-Петербурга и Самары.

Сегодня на татарстанском рынке БтиЭ работает 7 крупных сетей с оборотом более 1 млрд. рублей: 3 местных — «Александр ЛТД» (с учетом показателей всей группы компаний), DOMO, «Элекам» (по оценке компании) и 4 федеральных — «М.Видео», «Мир», «Эльдорадо».

Игроки

Пожалуй, к дискаунтеру рынка БТиЭ с полной ответственностью можно отнести только «Эльдорадо» (средний чек $66). Этот оператор работает на территории практически всей республики. В настоящий момент компания имеет в Татарстане 14 магазинов. Из них 7 магазинов в Казани, остальные разбросаны по городам: в Набережных Челнах 2 + 1 магазин по франчайзингу, 2 в Нижнекамске и по магазину в Альметьевске и в Бугульме. Сеть пока сохраняет часть своих мелкоформатных торговых точек, т.н. стандартных магазинов (всего у сети 2 формата: стандарт и самообслуживание). Средняя площадь магазинов стандартного формата составляет около 440 кв. метров, формат магазинов самообслуживания (супер- и гипермаркетов) составляет более 1700 кв. метров.

Вместе с тем, ритейлер планирует в текущем году открыть как минимум 2 магазина площадью не менее 5 тыс. кв. метров: по одному в Казани и Набережных Челнах. Получается, что дискаунтер первым из присутствующих игроков начинает региональную экспансию с крупным форматом. Хотя не исключено, что на Набережных Челнах все ограничится: все зависит от успешности уже работающих торговых точек в Альметьевске и Нижнекамске.

О своих планах открыть магазины в крупных городах Татарстана, кстати, уже заявили федеральные ритейлеры «М.Видео» и «Техносила». В ближайшее время они намерены открыть по магазину в строящихся сейчас в Челнах торговых комплексах. В частности, готовящийся сейчас к открытию торговый дом «Палитра» (общая площадь 35 тыс. кв. метров) сдаст в аренду 2 тыс. кв. метров «Техносиле» в июле этого года, а «Эльдорадо» «возьмет» 5 тыс. кв. метров в торговом комплексе «Омега». Кроме того, группа компаний «Торговый Квартал», которая ведет строительство одноименного торгово-развлекательного центра в Набережных Челнах «возьмет» к себе якорем «М.Видео» (площадью 2,2 тыс. кв. метров).

Хотя участники местного рынка скептически относятся к таким планам. Исполнительный директор сети «Элекам» Владимир Микрюков считает, что гипермаркет, который собирается открыть «Эльдорадо», чересчур большой для города. «Он может не оправдать затрат», — сказал г-н Микрюков «гДеньги».

Компания «Элекам» работает на рынке бытовой техники и электроники Закамского региона. Присутствует в городах Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Чебоксары, Елабуга, Азнакаево, Нурлат (всего 8 магазинов). Средняя площадь магазинов составляет 600 кв. м., самый большой по площади гипермаркет расположен в Набережных Челнах (2,2 тыс. кв. м.). По словам Владимира Микрюкова, оборот в прошлом году составил 1,5 млрд. руб.

О деятельности «Элекам» известно достаточно мало. Между тем, в ближайшем будущем (год) компания собирается совершить прорыв и открыть еще 6 магазинов. По всей видимости, они не будут такими крупными, как у «федералов». «Наш опыт показывает, что в небольших городах оправдывают себя магазины площадью 350 кв. метров», — говорит Владимир Микрюков.

А компания «М.Видео» в этом году отличится двумя гипермаркетами: как уже говорилось, в Набережных Челнах и в Казани. Как стало известно «гДеньги», новый гипермаркет в Челнах составит 2,2 тыс. кв. метров, а в Казани будет занимать 3 тыс. кв. метров. Общая площадь казанского комплекса составит 4,7 тыс. кв. м., часть площадей займет «М.видео», а часть будет сдана под офисы. Строительство комплекса ведет компания «Свей». Открытие комплекса не раз переносилось, сначала оно было намечено на декабрь прошлого года, сейчас дата не определена. Комментарий представителей компании «Свей» на момент написания материала получить не удалось. В пресс-службе «М.Видео» пока никакой информации не предоставляют. Однако, как удалось выяснить «гДеньги» от участников рынка, инвестиции в проект составляют $4,6 млн.

Новичок для татарстанского рынка компания «Техносила» решила не дожидаться открытия торгово-развлекательного комплекса «Парк Хаус» (первоначально ритейлер намеревался представить там свой первый в Казани магазин), открытие которого также неоднократно откладывалось, а сделать самостоятельный start up. Как стало известно «гДеньги», в начале мая в «Савиново» откроется первый магазин «Техносилы». Директор торгового комплекса «Савиново. Все для дома» (управляющая компания «Ермак») Александр Антонов подтвердил факт аренды ритейлером 2,8 тыс. кв. метров площадей на втором этаже комплекса.

Торговая сеть «Техносила» (создана в 1993 году) осуществляет розничную и оптовую продажу всех видов электроники, а также оказывает сопутствующий комплекс услуг. «Техносила» имеет региональную торговую сеть по состоянию на начало февраля 2006 года насчитывающую 52 магазина, 23 из них расположены в Москве и Подмосковье, 29 — в регионах. Размер общей площади торговых объектов составлял 117 тыс. кв. м., из которых 24% — в собственности торговой сети. На 1 февраля 2006 года сеть также располагала 4 крупными складскими терминалами в ближайшем Подмосковье. Оборот торговой сети «Техносила» в прошлом году составил $601 млн., валовая прибыль — $140 млн., EBITDA — $45 млн. Согласно стратегическому плану развития «Техносилы», до 2008 года число магазинов сети увеличится до 140, прогнозный оборот при этом должен составить $2400 млн.

Участники рынка спокойно оценивают выход на татарстанский рынок «Техносилы», третьего, по оценке «РАТЭК», российского игрока по обороту. Кажется, все заняты больше своим развитием. Кроме озвученных планов, «гДеньги» располагает данными о том, что сеть «Александр ЛТД» собирается в ближайшей перспективе произвести смену формата магазинов, а именно увеличить площади торговых точек (более 2 тыс. кв. метров). Однако пока об этих планах не разглашается. «гДеньги» следит за развитием событий.

Компания «Мир» (средний чек по сети самый большой в Казани — $160), пожалуй, единственная из игроков электроники не будет расширять в этом году свою татарстанскую сеть. Оператор, видимо, пока оценивает ситуацию. «На казанский рынок мы вышли в 2003 году, и сегодня в городе работает три магазина «Мир», общая торговая площадь которых превышает 4,4 тыс. кв. метров, — рассказал «гДеньги» Михаил Малаховский, руководитель отдела аналитики компании «Мир». — Конкурентная среда в городе достаточно жесткая, поэтому, в отличие от других городов-миллионников, насыщение рынка в Казани идет гораздо быстрее». Так, по оценке аналитиков компании, в 2006 году рост рынка бытовой техники и электроники в Казани составит порядка 10%, в то время как, например, в Новосибирске его объем увеличится примерно на 15%. Не удивительно, что мелкие игроки вынуждены уходить из Казани. Например, не так давно свернула работу в городе сеть «Электрофлот».

Торговая компания DOMO, одна из крупнейших региональных торговых сетей, сейчас занята развитием в другие регионы России. В том числе, за счет франчайзинговых программ. Например, недавно ритейлер продал франшизу кировской компании «Экран-Экспресс», объединяющей 6 магазинов бытовой техники в Кирове и Кировской области. Пока компании не интересно строить гипермаркеты – DOMO занимается развитием магазинов в мелких городах, поскольку они достаточно прибыльны; занимается производственными программами и продает франшизу.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar