Зарегистрированная на территории Нидерландов фирма Pyaterochka Holding N.V., которой де-юре принадлежит российская розничная сеть «Пятерочка», официально объявила, что ведет переговоры с компанией «Перекресток» об объединении двух бизнесов. 

Сообщение об этом поступило на Лондонскую фондовую биржу (LSE), где торгуются 32,08% акций «Пятерочки». В первые минуты торгов на LSE это спровоцировало резкий скачок цен — акции сети моментально подорожали с $18,5 до $20, но потом последовала столь же стремительная коррекция до $17,5. Не все в данной сделке так просто: часть аналитиков уверена, что «Альфа» получит контроль в новой структуре, заплатив за это $600 млн наличными. Однако в «Пятерочке» утверждают обратное: речь идет о покупке «Перекрестка», который станет частью новой сети «Франк». 

Вчера торгуемая в Лондоне компания «Пятерочка» распространила официальное сообщение о начале переговоров о слиянии с сетью «Перекресток», принадлежащей более чем на 90% «Альфа-групп». В случае если она состоится, это будет крупнейшая сделка в истории российского ритейла — ее стоимость может составить около $4,3 млрд. 

Капитализация «Пятерочки» на вчерашний день составляла около $2,7 млрд. «Перекресток» стоит куда дешевле: по оценкам аналитика Альфа-банка («Альфа-групп» принадлежит 90,32% акций данной сети) Елены Бороденко, его можно оценить на уровне $1,67 млрд. 

Таким образом, если сделать прямое слияние капиталов, объединенная структура на 62% станет принадлежать акционерам «Пятерочки» (крупнейшие владельцы сети: Андрей Рогачев — 35,29% акций и Александр Гирда —29,29% акций), а «Альфе» достанется всего 38%. 

В случае если «Альфа» захочет получить контроль в новой компании, некоторые специалисты просто не в состоянии видеть группу «младшим» акционером новой структуры — ей придется доплатить. По оценкам аналитика брокерского дома «Открытие» Натальи Мильчаковой, капитализация альянса составит не менее $4,3 млрд, а стоимость ценных бумаг, которые «Альфе» необходимо «добрать» до получения контрольного пакета, составляет около $600 млн. Те же оценки приводит и Deutshe UFG. 

«Перекресток» — основа «Франка»

Высокопоставленный источник «Бизнеса» в «Пятерочке» опроверг слухи о продаже компании.  «Речь идет о покупке нами „Перекрестка” у «„Альфа-групп”. 

Нам-то зачем после IPO продавать компанию?»,— уточняет он. По его словам, переговоры начались месяц назад. Ни схема слияния сетей, ни сумма сделки, ни то, под какой вывеской будет работать «Перекресток» в случае его покупки, еще не ясны. 

Он настаивает, что речь идет о $600–800 млн, которые его сеть заплатит владельцам «Перекрестка». Эти деньги у владельцев компании есть: выручка от IPO составила около $600 млн. 

«В течение месяца будет решено: состоится ли сделка или нет. Пока вероятность покупки достаточно высока»,— продолжает собеседник «Бизенса». 

Интерес к покупке «Перекрестка» он объяснил запуском в этом году Pyaterochka Holding собственной сети супермаркетов «Франк»: первый откроется в июне в Петербурге, второй— в Москве к концу года. Сотрудник «Пятерочки» утверждает, что «Франк» очень близок по формату к «Перекрестку» — его площадь будет составлять от 1,5 до 3,5 тыс. кв. м. В течение ближайших семи лет планируется открыть 300 «Франков» в Москве и столько же в Петербурге, в том числе за счет покупок ритейлеров, близких по формату. Бюджет на развитие сети составляет $2,5 млрд, и частично может быть потрачен на покупку близкого по формату «Перекрестка». Впрочем, уточняет источник, это не единственная сеть, с которой ведет переговоры «Пятерочка». 

Эту точку зрения разделяет и президент УК «Тройка Диалог» Павел Теплухин: у «Альфы» есть интерес выйти из розничного бизнеса. «Они всегда очень прагматичны, и если им предложат реальные деньги за актив, они его продают»,— добавил Теплухин. Представители «Перекрестка» вчера были недоступны для комментариев. 

Вывески будут разные

В любом случае при создании объединенной компании у ее собственников возникнет проблема совмещения двух форматов: дискаунтера и супермаркетов. Аналитики считают, что единой вывески, торгового брэнда, не будет точно. «Обе сети даже в рамках одной компании должны развиваться по отдельности, ведь у них совершенно разные аудитории, наборы товаров и философии бизнеса. 

Подводить их под один брэнд— это значит погубить обе компании»,— уверен аналитик ИК «Атон» Алексей Языков. 

Ясно, однако, что владелец крупнейшей в России торговой сети, если она действительно будет создана, сможет неплохо сэкономить, в первую очередь за счет поставщиков товаров. 

Старший аналитик банка «Уралсиб» Марат Ибрагимов считает, что себестоимость закупок у такой структуры, которая станет крупнейшим игроком российского ритейла, значительно сократится. По мнению аналитиков Deutsche UFG, сюда же следует включить выгоду от совместного использования складских помещений и снижения общих административных расходов. 

Был ли инсайд

По словам еще одного источника «Бизнеса» в «Пятерочке», информация о планируемой сделке начала циркулировать в компании около недели назад. Тогда же, что любопытно, начали расти в цене и акции торгуемой в Лондоне «Пятерочки». С 30 марта до момента официального подтверждения факта переговоров они выросли в цене с $16 до $18,5 при растущих объемах торгов. 

«Информация действительно могла просочиться, и ей мог кто-то воспользоваться, такое случается по всему миру»,— рассуждает начальник управления активами ЗАО «Регион Эссет менеджмент» (ГК «Регион») Павел Беломытцев. 

Впрочем, Павел Теплухин считает, что рост акций «Пятерочки» может объясняться и другими причинами, например ожиданием хорошей квартальной отчетности эмитента. 

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar