Розничный рынок России продолжает терять игроков: за два месяца после новогодних праздников о прекращении работы в стране объявили минимум четыре заметные компании. Мы вспомнили торговые сети, которые покинули российский рынок за год — с марта 2017-го — и рассказываем, как всё случилось.
«К-Раута»
Владелец: Kesko (Финляндия).
Годы работы: 2005-2018 (14 лет).
Причина закрытия: проблемы с расширением в регионах.
DIY-ритейлер «К-Раута» — последний российский актив финской группы Kesko — объявил об уходе с рынка в феврале 2018 года. Из 14 гипермаркетов сети 12 купила Leroy Merlin (и переведёт под свой бренд), ещё два — в Ярославле и Туле — просто закроются к середине июня. Мы подробно разбирали, что новый владелец хочет сделать с покупкой.
Kesko работала в России 20 лет — в основном в соседнем с Финляндией Северо-Западном регионе — и сокращать присутствие начала только в последние годы. В 2016 году группа избавилась от российской части сети спортивных магазинов Intersport и от продуктовой сети «К-Руока».
Obuv.com
Владельцы: Дмитрий Костыгин и Август Мейер («Юлмарт»).
Годы работы: 2010-2018 (9 лет).
Причина закрытия: неизвестна.
Об уходе с рынка проекта совладельцев «Юлмарта» Дмитрия Костыгина и Августа Мейера в январе 2018 года сообщил «Деловой Петербург». По данным издания, на тот момент из более чем сотни магазинов сети работали только 5 в Санкт-Петербурге и 1 в Москве, сайт был уже недоступен. Официально владельцы о закрытии не объявляли.
Компания появилась на российском рынке в 2010 году, спустя два года её совладельцами стали Костыгин и Мейер: на двоих они заплатили $25 млн за 40% ритейлера. Предприниматели надеялись расширить сеть до 240 магазинов к 2014 году, однако четыре года назад под брендом Obuv.com работали только чуть больше сотни торговых точек в Москве, Петербурге и других регионах.
Claire’s
Владелец: ООО «Клэрс» (франчайзи).
Годы работы: 2006-2013, 2016-2018 (11 лет).
Причина закрытия: проблемы на рынке бижутерии.
Американская сеть Claire’s со второго раза так и не закрепилась в России. Первый заход, когда брендом по франшизе управляла кувейтская Alshaya Group (развивает в РФ ещё ряд сетей, включая Victoria’s Secret), закончился закрытием всех магазинов в 2013-м.
Спустя два года брендом заинтересовались менеджеры ювелирной сети Valtera и выкупили эксклюзивные права на франшизу для созданного ими ООО «Клэрс». К 2018 году компания планировала открыть до сотни магазинов в городах-миллионниках — но рынок изменился, покупатели стали меньше тратить на недолговечную бижутерию, и сеть не смогла развиться до запланированных показателей.
«Дом Лаверна»
Владелец: ООО «ДЛ-Декор».
Годы работы: 1992-2018 (27 лет).
Причина закрытия: рост цен на импортные товары, падение платёжеспособности населения, высокая волатильность рынка.
Одна из старейших сетей товаров для дома в Петербурге — «Дом Лаверна» — закроет все магазины до 1 мая 2018 года. Официальной причиной представители сети назвали проблемы с ценами на импортные товары, на которые завязан бизнес компании.
Проблемы у «Дома Лаверны» продолжаются девятый год. В 2011 году головную компанию сети — ООО «Лаверна» — признали банкротом, после чего на протяжении нескольких лет кредиторы (в том числе Сбербанк) пытались получить с обанкротившейся компании долги. В свою очередь, основатели сети перевели операционную деятельность под другое юридическое лицо (ООО «ДЛ-Декор»), и магазины под брендом «Дом Лаверна» вплоть до 2018 года продолжали работать.
Mamas&Papas
Владелец: Ideas4Retail (франчайзи).
Годы работы: 2012-2017 (6 лет).
Причина закрытия: экономический кризис.
Британская сеть детских товаров Mamas&Papas проработала в России всего 6 лет — до осени 2017 года. Бренд по франшизе развивала компания Евгения Бутмана и Александра Мамута Ideas4Retail: при выходе на рынок в 2012 году франчайзи планировали запустить 25 магазинов за три года. «Сеть Mamas&Papas заметно пострадала в кризис: в результате сократились закупки, из-за высоких цен товар плохо распродавался», — пояснили журналистам о причинах ухода марки источники на рынке.
Последним магазином сети в России стала та же точка, с которой началось развитие бренда в стране — в московском ТРЦ «Европейский». Все магазины в Санкт-Петербурге закрылись ещё в 2016 году.
Mexx
Владелец: BNS Group (франчайзи).
Годы работы: 1997-2017 (21 год).
Причина закрытия: продажа бизнеса франчайзера.
Последний магазин Mexx в России закрылся летом 2017 года. В России марку по франшизе развивала BNS Group (именно с сотрудничества с Mexx в 1997 году началась история этой компании).
За три года до закрытия на российский рынок приходилось до 30% оборота бренда, однако в том же году нидерландская марка обанкротилась, и её купила турецкая Eroglu Holding. Спустя три года компания решила избавиться от актива — в итоге закрылась и российская часть бизнеса. «Они поняли, что ошиблись с расчетами и бизнес оказался неприбыльным», — прокомментировал тогда ситуацию глава BNS Group Денис Богатырёв.
Accessorize
Владелец: Podium Market (франшиза).
Годы работы: 2002-2017 (16 лет).
Причина закрытия: неизвестна.
Об уходе марки Accessorize с российского рынка стало известно в начале июля 2017 года — когда в сети работал единственный оставшийся магазин в московском ТЦ «Европейский». О причинах ухода в компании не сообщили; незадолго до этого находящегося в долгах российского франчайзи бренда — компанию Podium Market — перепродали финскому ритейлеру Stockmann.
Accessorize работала в России с 2002 года: сначала марку развивали по франшизе, а с 2004 года российской сетью занялся владелец бренда — британская Monsoon Accessorize. В 2016 году головная компания продала франшизу ритейлеру Podium Market.
C&A
Владелец: «Российская торговая группа» (франшиза).
Годы работы: 2005-2017 (13 лет).
Причина закрытия: расторжение контракта с франчайзи.
Немецкая сеть универмагов C&A ушла из России летом 2017 года. Причиной стал отказ головной компании от развития по франшизе: контракт с единственным местным франчайзи — «Российской торговой группой» — расторгли ещё в феврале того же года.
Весной 2014 года под брендом C&A в России работали 14 универмагов, в них продавали одежду и аксессуары среднего ценового сегмента.
Family Fashion
Владелец: Takko Fashion (Германия).
Годы работы: 2012-2017 (6 лет).
Причина закрытия: невыход на окупаемость.
Сеть Family Fashion, которую немецкий ритейлер Takko Fashion развивал в России совместно с совладельцем «Центробуви» Сергеем Ломакиным, прекратила работу в апреле 2017 года. Компания не смогла достичь плановых показателей: на старте Takko Fashion объявила о намерении открыть 500 магазинов за пять лет — но открыла только 60. В 2014-2015 годах чистый убыток сети держался на уровне 1,8-1,4 млрд руб.
Эксперты на рынке связали проблемы Family Fashion с экономической ситуацией в России и с плохой адаптацией ассортимента к российскому рынку. Кроме того, на неудачные показатели могло повлиять падение качества продукции, писали тогда профильные СМИ.
«Седьмой континент»
Владелец: Александр Занадворов.
Годы работы: 1994-2017 (24 года).
Причина закрытия: продажа бизнеса.
История «Седьмого континента» закончилась осенью 2017 года, когда владелец сети Александр Занадворов продал конкурентам права на аренду всех магазинов и на сам бренд. Бизнесмен ранее объяснял желание выйти из бизнеса «потерей интереса» к ритейлу. Около 120 магазинов сети в результате сделки заняли новые владельцы.
Покупателями активов стали X5 Retail Group, «Лента», «Магнит», «Дикси», «Атак», «Азбука вкуса», а также франчайзи сети Spar — холдинг «Сладкая жизнь». Занадворов пытался продать сеть с 2010 года — после того, как стал единственным владельцем «Седьмого континента».
Подготовил Алексей Максимук