Как стало известно «БИЗНЕС Online», в защиту эксклюзивных прав на изображение одной из главных казанских достопримечательностей неожиданно выступил прокурор Кировского района. А нарушителем в этот раз оказался крупный немецкий ритейлер Metro Cash & Carry, который использовал стилизованное изображение мечети Кул Шариф в своем рекламном каталоге.

В среду в Арбитражном суде РТ состоялось заседание по иску прокурора Кировского района Рафката Уразбаева к компании Metro Cash & Carry. Предметом иска стало использование изображения части комплекса Казанского кремля, а именно — мечети Кул Шариф.

Как стало известно «БИЗНЕС Online», весной 2011 года немецкий ритэйлер выпустил рекламный каталог для жителей Казани. Пресс-секретарь Metro Cash & Carry Оксана Токарева рассказала «БИЗНЕС Online», что компания специально заказала художнику (его имя не раскрывается) для этой акции стилизованное изображение мечети Кул Шариф. «Для компании Metro Cash & Carry мы заключили договор с художником, который сделал стилизованное изображение мечети Кул Шариф для нашего каталога, – уточнила Токарева. — Каталог был разовый, распространялся около двух недель весной, поэтому сейчас о дальнейшем использовании изображения речи не идет. Он был специально сделан для наших клиентов в регионе. Прокуратора считает, что в нашем изображении присутствует сходство до степени смешения с товарным знаком, который зарегистрирован за Казанским кремлем. Но у них зарегистрировано фотографическое изображение мечети Кул Шариф, а не стилистическое. На этом основании и возник спор, который был передан на рассмотрение в Арбитражный суд. Наше мнение не изменилось, ждем адекватных оценок экспертов».

Одним словом, в компании считают, что нарушения закона нет. Тем не менее прокурор уверен в обратном.

От официальных комментариев помощник прокурора Тимур Абдреев, представляющий интересы прокурора на суде, отказался, так как решение по делу еще не вынесено. Но корреспонденту «БИЗНЕС Online» довелось еще в ходе предыдущих заседаний услышать о позиции прокурора, который увидел даже в стилизованном изображении Кул Шариф сходство до степени смешения: ритэйлер незаконно использовал товарный знак, принадлежащий музею-заповеднику «Казанский Кремль».

В прокуратуре считают, что это является прямым нарушением статьи 14.10 КоАП РФ. Согласно ей незаконное использование чужого товарного знака или сходных с ними обозначений для однородных товаров влечет наложение административного штрафа на юрлиц до сорока тысяч рублей.

В течение последних нескольких недель суд выбирал экспертную организацию. В частности, рассматривались два варианта: Российский государственный институт интеллектуальной собственности и Институт промышленной собственности. Но в итоге в среду судья Алексей Кириллов назначил экспертизу у патентной поверенной РФ Натальи Гайнутдиновой. В судебном заседании до 10 августа в связи с этим был объявлен перерыв. Цена экспертизы составит всего 15 тысяч рублей. Намного меньше цены потенциально международного скандала, разгорающегося вокруг прокурорско-ритэйловской тяжбы…

Интересно, что данный спор можно рассматривать, как продолжение громких скандалов, разгоревшихся между производителями сувенирной продукции, турфирмами и музеем-заповедником «Казанский кремль» летом 2010 года. О них подробно писала «БИЗНЕС Online». В частности, ожесточенный спор возник, когда дело зашло о цене. В итоге противостояние закончилось пирровой победой «Казанского кремля»: за использование его изображений взимается символическая плата – 30 рублей.

Правда, в самом Казанском кремле инициативу по данному судебному разбирательству отрицают. Директор «Артпатента» Григорий Бусарев заявил «БИЗНЕС Online», что музей-заповедник выступал по этому делу только в качестве третьего лица. Получается, что в Кировском районе Казани в жаркое лето-2011 у прокуратуры нет дела важнее, чем вступиться в арбитражные споры вокруг авторского права и наказать нахальных немцев, покусившихся на наше достояние…

Газета «БИЗНЕС Online» опросила экспертов, у которых сложилось неоднозначное мнение по этому спору.

Татьяна Гаврилова, юрист ООО «Неон-Арт-М»:
— Кремль является объектом ЮНЕСКО, поэтому есть определенные ограничения по использованию изображений объектов, входящих в состав Кремля. Антимонопольная служба подобного рода дела возбуждает регулярно. Практика сформирована, и она гласит, что изображения Казанского кремля, в том числе и стилизованные, использовать без согласия правообладателя нельзя. Поэтому в данном случае правда за истцом.

Айвар Саттаров, архитектор, один из авторов проекта мечети «Кул Шариф»:
— Казанский кремль зарегистрировал свой брэнд еще в прошлом году, поэтому с юридической точки зрения все права принадлежат ему. Когда я делал проект мечети, также вставал вопрос об авторском праве. Я был автором, заказчиком – Кремль, но Кремль полностью купил все права. Хотя я считаю, что это не совсем корректно, как и плата за изображение Казанского кремля. У нас вообще право в стране странное: сегодня такое, завтра другое. Я считаю неверным, что какая-то организация может присвоить себе эксклюзивное право на использование изображений Казанского кремля.

Сергей Ромадановский, председатель профсоюза предпринимателей малого и среднего бизнеса РТ:
— Metro Cash & Carry, как и другим производителям, должны платить деньги за пиар Казанского кремля и всей нашей культуры! А с ними судятся. Наоборот, надо давать возможность предпринимателям рассказывать о мечети Кул Шариф, о Кремле, о других достопримечательностях казанцам и всему миру. И турфирмам надо платить. Тем более Кремль – национальное достояние. Вся ситуация изначально неправильная, на культурных ценностях, на мой взгляд, нельзя зарабатывать. Предпринимателей надо поощрять и освобождать от налогов. А Metro Cash & Carry сказать спасибо.

Артур Мустаев, председатель комитета по сувенирной продукции и товарам народных и художественных промыслов при ТПП РТ:
— Художник, нарисовавший картину в единственном экземпляре, имел полное право ее рисовать без заключения какого-либо договора с Казанским кремлем. Но при тиражировании обязательно нужно заключить договор с музеем-заповедником. Дискутировать по самому спору можно сколько угодно долго, но факт есть факт: в него вмешался президент РТ Рустам Минниханов, и было принято решение продавать изображение за 30 рублей. Можно даже без заключения договора делать изделие до трех, пяти штук, так как это уникальное изделие, ручной труд, который не может быть растиражирован. Правда, предупредить Казанский кремль все равно надо. Каталог Metro Cash & Carry явно был выпущен в количестве больше пяти штук, поэтому иск прокуратуры вполне понятен.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments