Глава крупной обувной сети Zenden Андрей Павлов считает, что следует ограничить время работы непродовольственных магазинов. Он предложил Минпромторгу разработать соответствующий законопроект. У этой идеи, на первый взгляд, не очень популярной, уже есть сторонники среди чиновников и профсоюзных боссов. Чтобы предположить, насколько вероятна реализация этой идеи, мы решили вспомнить историю одного похожего запрета.
Есть мнение, что при наличии ресурсов можно любую невероятную идею сделать привычной частью повседневности. Например, сегодня многие вряд ли вспомнят, что буквально несколько лет назад можно было не торопиться купить алкоголь до десяти вечера. Такой закон, окончательно запретивший торговлю спиртным по ночам, был принят в 2013 году. История его принятия растянулась на долгие годы, а вначале эта идея казалась абсолютно бессмысленной и ничем не угрожающей продавцам.
С самого начала результаты этого эксперимента не были известны никому. Поэтому начинали осторожно. Запрещали на уровне регионов, а на федеральном проводили совещания и писали многочисленные поправки в действовавший с 1995 года закон, регулировавший эту сферу. Сейчас уже трудно определить, какое из этих событий дало старт процессу. Они происходили одновременно, словно по какому-то плану.
Первые ласточки появились в 2005 году, когда вышел закон об ограничениях продажи спиртного. Он не содержал запрета ночной продажи, но в ряде регионов начались эксперименты по введению часов, в которых разрешалась торговля алкоголем. Сначала они касались только крепких напитков с содержанием алкоголя выше пятнадцати процентов. Среди первых регионов были Московская, Калужская и Новосибирская области. Формальная сторона дела пестрила разнообразием: где-то принимали областные законы, где-то ограничивались распоряжениями губернаторов. Со временем количество регионов, где ограничили время продажи спиртного, только увеличивалось.
Поветрие запрещать ночную торговлю спиртным казалось естественным и неорганизованным. Но это впечатление могло возникнуть только у тех, кто не знал, какому штурму подвергалось либеральное на тот момент законодательство. На рассмотрение в Государственной Думе один за другим поступали запретительные законопроекты (и, надо сказать, до сих пор поступают). Инициативы исходили как от депутатов, так и от региональных властей. Однако до реальных законов дело никогда не доходило. Грубо говоря, на протяжении всей новейшей истории существовал фронт борьбы за ограничение торговли спиртным. И в него входили представители самых разных уровней власти и общественных институтов.
Бывали случаи, когда даже отдельные города пытались ввести запрет, несмотря на то, что не имели права делать это. Еще в 2004 году, раньше всех остальных, жители города Каменск-Уральский остались без ночных походов за крепкой выпивкой. Эта мера действовала всего несколько месяцев, была признана незаконной и отменена Заксобранием Свердловской области. Но в этой отчаянной попытке запретить виноторговлю чувствовалось сильное желание определенных кругов сделать это.
В одних областях люди постепенно привыкали к новым реалиям, в Московской области ездили в магазины, находящиеся в черте Москвы, где еще не было запрета. Жители остальных регионов с тревогой наблюдали за происходящим. Госдума ежегодно принимает сотни законов и мало кто на это обращается внимание. Но об алкогольном законе стали говорить даже еще до того, как появился его проект. Когда речь идет о заметных изменениях, затрагивающих большое количество людей, публику начинают к ним готовить.
Так было и с нашим законом. С одной стороны, на крупных телеканалах показывали сюжеты о культуре пития и о том, что в других странах покупать алкоголь невероятно трудно. С другой стороны, розничные торговцы, а в особенности малые предприниматели, были категорически против такого ограничения. Вспомним, как в Сыктывкаре, столице Коми, предприниматели жаловались на тридцатипроцентное снижение прибыли. Недоумевали во всех регионах. "Непонятна позиция власти, которая вещает, что необходимо поддерживать малый бизнес, а подобными действиями ведет к его ликвидации" — рассказывал "Деловому Петербургу" владелец небольшого магазина Владислав Жижкун. К малым предприятиям присоединились и сети специализированных магазинов, такие как Норман.
На протяжении всего этого времени Правительство стремилось остаться в роли стороннего наблюдателя. В 2008 году была создана федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, в которой обсуждались все меры возможного воздействия на эту сферу. В марте 2010 начались консультации на тему введения этого запрета в федеральное законодательство. Три ведомства предложили конкретные пути реализации запрета, и в качестве рабочего было принято предложение Минпромторга. По его представлениям, нужно было ввести запрет на торговлю с 23:00 до 8:00. Всё выглядело так, будто федеральная власть хочет примерить опыт регионов. И как раз в это время уже был внесен проект поправок к действующему закону "Об ограничении потребления алкогольной продукции", в котором среди многих других правил и уточнений содержался тот самый запрет. Не смотря на волну протестов со стороны малого бизнеса и критических отзывов экспертов, закон был принял в том же году. А уже в 2011 ночью уже нельзя было купить напитки крепче пятнадцати процентов.
Это позволило говорить в федеральных СМИ, что центр ведет себя более мягко, чем необузданные регионы. Особенно эффектно выглядела Чечня, в которой торговля алкоголем была легальной только в течение двух часов в сутки. Да и сами регионы пошли на опережение. С 2011 года крепкий алкоголь перестали продавать ночью во всей стране, а отдельные регионы распространили запрет вообще на весь алкоголь, включая пиво. Подобную меру принял, например, губернатор Новосибирской области.
Новая волна противоборства пришлась на 2013 год, когда речь зашла о запрете торговать любыми алкогольными напитками, не только крепкими. Как и указывалось в давнем предложении Минпромторга, для торговли был отведен промежуток времени между 8:00 и 23:00. Однако регионам дозволялось продлять часы запрета, чем многие воспользовались. Так, в 2014 году Заксобрание Санкт-Петербурга сделала невозможным приобрести напитки с десяти вечера до одиннадцати утра, оставив меньше одиннадцати часов под торговлю. Этот законопроект тоже вызывал очень сильное внутреннее противодействие среди законодателей. Высказывались сомнения на счет того, что запретительные меры могут победить алкоголизм.
Путь к запрету ночной торговли растянулся на 10 лет. Из самых разных уголков в адрес больших сетей звучали обвинения в том, что они являются главными бенефициарами запрета. Алкоголем стали закупаться заранее и, как правило, в крупных магазинах. Хотя всё это и осталось ничем неподтвержденными догадками, было очевидно, что задействован очень большой административный ресурс. Те, кто стремились внести этот запрет, могли использовать вертикаль власти в виде губернаторов, большой лоббистский аппарат: пробивать эти законопроекты было не так просто на самых ранних этапах. А финальные поправки в федеральное законодательство и вовсе опираются на поручение президента 2009 года по поводу потребления алкоголя населением.
Развитие этой истории продолжаеся. Время от времени регионы наоборот ослабляют узду и делают время продажи алкоголя настолько долгим, насколько это возможно. Да и потребитель, отдавая деньги в теневую экономику, голосует против ограничений.
Дискуссия "О времени работы непродовольственных магазинов и торговых центров" пройдет на 8-ой ежегодной встрече ретейлеров и владельцев торговой недвижимости 14 декабря 2016 г. CONGRESS # RETAILER ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ.