Скоро бизнес будет эксплуатировать банковские сервисы по той же схеме, по какой его IT-подразделения используют облака Amazon и Google. И с той же лёгкостью. Звучит слегка утопически, но все технические возможности для этого есть. Более того, на российском рынке недавно появился прикладной кейс такого рода: Альфа-Банк на основе блокчейна построил сервис, который позволяет его корпоративным клиентам выстраивать процессы кэш-менеджмента в их же собственном периметре — фактически получить в своё распоряжение «кусочек банка».

«В крупном отраслевом бизнесе практически не бывает повторяющихся историй, все клиенты — особенные, везде требуется кастомизация. При этом клиенты постоянно меняются, оптимизируют процессы внутри себя, — комментирует директор Центра поиска и разработки инноваций Альфа-Банка Денис Додон. — Ключевое отличие DTCM от других предложений на рынке в том, что мы даем клиенту не канал для отправки распоряжений в банк, а способ самостоятельно определить бизнес-логику продукта и фактически «создать банк», удобный самому клиенту».

Чем дальше, тем чаще крупный бизнес работает со своими B2B-клиентами через различные приложения, прежде всего мобильные. И всё чаще у него возникает необходимость доставлять через эти приложения — туда, где «живёт» его потребитель, — сервисы, включая банковские. С небольшим упрощением можно сказать, что у enterprise-компаний — ритейлеров, операторов перевозок, инфраструктурных организаций и прочих — назревает потребность самим становиться «чуть-чуть банком». Или даже не чуть-чуть. Так, чтобы строить финансовые взаимоотношения с клиентами и партнёрами, не вовлекая в них лишние звенья. В том числе, кстати, минимизировать вмешательство самого банка.

С одной стороны, банковская деятельность для таких корпораций в корне непрофильна, и погружаться в неё с головой им нет смысла, с другой — традиционные банковские услуги их запрос по-настоящему не удовлетворяют. Однако есть способ решить эту задачу малой кровью: в 2019 году можно «купить» банк как услугу. Вернее, не «купить», а «арендовать».

Что такое «банк в аренду»

На волне прорывов в финтехе успела сформироваться целая когорта стартапов, таких как Bankable и solarisBank, которые, часто не будучи финансовыми организациями сами, предлагают гибкий доступ к банковской инфраструктуре сторонним компаниям. Например, для работы с картами, процессинга платежей, комплаенса и т. д. Такое посредничество становится возможным благодаря концепции open banking: в соответствии с ней доступ к банковским сервисам и обмен данными с ними осуществляется через открытые стандартизированные программные интерфейсы (API). Яркий пример такого сотрудничества — совместный проект фэшен-ритейлера H&M и шведского финтех-стартапа Klarna: их интеграция позволила наладить продажу одежды в рассрочку онлайн, без необходимости одобрять каждый такой запрос от покупателя с чередой бюрократических проволочек.

Эта новая модель работы называется Bank-as-a-Service, или Banking-as-a-Service (BaaS), то есть «банк как услуга». Для финансового сектора она и впрямь инновационна, однако интуитивно понятна тому, кто знает, как работают облачные провайдеры наподобие Amazon Web Services и Digital Ocean: фактически они сдают свою инфраструктуру в пользование, позволяя клиентам выбирать, к каким конкретно услугами прибегать и в каком объёме. Условно говоря, если у сайта, который базируется на серверах упомянутого AWS, резко возрастёт посещаемость, то он не «ляжет» под нагрузкой — ему будут автоматически выделены дополнительные ресурсы. Точно таким же образом финтех-компании реализуют доступ к банковским услугам: каждому клиенту — по его потребностям и под его персональный запрос.

В доведённом до логического завершения виде BaaS — это возможность для крупной компании сконструировать набор тех банковских сервисов, которые ей нужны, и, тонко настроив их, кастомизировать финансовый институт под себя. На выходе получается то, что британский аналитик Крис Скиннер окрестил «LEGO-банком».

Банки традиционного образца также не остались в стороне от тренда и начинают предлагать своим корпоративным клиентам BaaS-решения. По крайней мере, на мировом рынке.

Российская финтех-индустрия породила энное число стартапов с международным потенциалом. При этом старые, сложившиеся на «нецифровом» рынке игроки по понятным причинам меняются медленнее. Неудивительно, что отечественные банки, внедряя инновации, к формату Bank-as-a-Service подступались с опаской. Однако первый шаг сделан.

Как Альфа-Банк сделал «кэш-менеджмент навынос»

В сентябре 2019 года Альфа-Банк запустил при участии X5 Retail Group и платформы Waves систему кэш-менеджмента и казначейства, построенную на технологиях распределённых реестров и на принципах «открытого банкинга». Сокращённо —  DTCM (Distributed Treasury & Cash Management). С её помощью корпоративные клиенты банка могут управлять своими платежами, кредитно-депозитными продуктами и пулом ликвидности. Причём именно по сервисной модели взаимодействия с банком — тому самому BaaS.

Основное преимущество и новшество решения в том, что логика управления банковскими счетами для холдинга организована на базе блокчейн-протокола и смарт-контрактов — интеллектуальных алгоритмов, которые могут мгновенно и автоматически фиксировать любые события и выполнять заранее заложенные в них процедуры прозрачно и в единой среде. Скажем, валидировать прохождение платежа от контрагента.

С архитектурной точки зрения блокчейн-сеть для DTCM развёртывается не в банковской и не в клиентской инфраструктуре — поверх них. Важное её достоинство в том, что она легко адаптируется под решение новых задач и под работу с многочисленными разрозненными потоками информации без потерь (а фрагментированных данных у любого крупного бизнеса предостаточно).

По существу, DTCM — первое приложение, где логика построения расчётов в рамках кэш-менеджмента полностью передана в ведение казначея. Он волен перестраивать её как угодно — исходя из потребностей компании. Банк при такой модели сотрудничества лишь валидирует смарт-контракт, которым будет пользоваться казначей.

Управление процессами реализуется изнутри компании-заказчика, через её внутренние серверы: казначей подключается к виртуальному рабочему месту и использует приложение через единый интерфейс. Развёртывается система по принципу on-premise, внутри периметра клиента — без интеграции с какими-либо внешними облачными сервисами (конечно, и такой сценарий возможен, но корпорации часто не доверяют облачным провайдерам).

Помимо того, что сама система распределённых реестров является криптозащищённой, транзакции между банком и клиентом обязательно подтверждаются усиленной квалифицированной электронной подписью: у системы по умолчанию высокий уровень цифровой безопасности.

Где применим BaaS и что его ждёт в России

Наряду с кэш-менеджментом в формат BaaS-приложений легко переводятся и любые другие продуктовые стримы, например факторинг или валютный контроль. Эти приложения могут функционировать независимо, но быть объединены на уровне работы с данными — таким образом, что все финансовые процессы в компании окажутся синхронизированы.

Подобные бизнес-приложения в ближайшее время найдут применение в самых разных сферах. Для промышленных поставщиков, например, может быть реализована функциональность поставки против платежа (DVP), с контролем исполнения бюджета и расходов с банковских счетов. Для трастовых же компаний и специализированных финансовых обществ (СФО) — обеспечительные сервисы: залоговые, эскроу, номинальные и т. д.

Работа по модели BaaS повышает оборачиваемость средств и снижает транзакционные издержки компании — за счёт того, что процессы в ней синхронизируются и ускоряются.

Помимо общей функциональной простоты BaaS обладает другими преимуществами для бизнеса. Такая модель работы повышает оборачиваемость средств и снижает транзакционные издержки компании — за счёт того, что процессы в ней синхронизируются и ускоряются. Плюс после однократной интеграции она требует для поддержки и использования гораздо меньше сотрудников на стороне клиента, чем «зоопарк» разрозненных IT-систем. Так что в итоге дешевле в обслуживании.

Кроме того, заказчик остаётся независимым: создавать логику управления BaaS-инфраструктурой он может сам — с помощью банка или же с привлечением внешних подрядчиков.

По оценке Business Insider Intelligence, в одной только Великобритании к 2024 году решения на базе «открытого банкинга» создадут для малого и среднего бизнеса дополнительную выручку на уровне $2 млрд. Мы со своей стороны оцениваем ёмкость рынка корпоративных приложений, которые клиенты и их подрядчики могут строить на основе открытых технологий, приблизительно в 100 млрд рублей. По нашему прогнозу, в ближайшие несколько лет в России сформируется большой пул игроков, разрабатывающих решения для BaaS. Скорее всего, запустят целые маркетплейсы с подобными продуктами. И традиционные банки наконец начнут полноценно конкурировать с финтех-стартапами.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

avatar
  Подписаться  
Уведомлять о