Международная сеть спортивных магазинов «Спортмастер» совместно с Газпромбанком три года назад реализовала в нескольких магазинах в Москве проект онлайн-инкассации с использованием автоматизированных депозитных машин (АДМ). Ритейлер планировал избавить сотрудников от непрофильных функций по обслуживанию наличной выручки, сделать этот процесс дешевле, повысить оборачиваемость денежных средств. При онлайн-инкассации кассир магазина вносит деньги в депозитную машину, и почти сразу средства оказываются на расчетном счете ритейлера. Бригада инкассаторов приезжает за деньгами, когда получает от устройства сигнал о заполнении. С помощью онлайн-инкассации ритейлеры также решают проблему безопасности сотрудников и наличной выручки на торговой точке, сводят к минимуму угрозу внутреннего фрода и повышают кассовую дисциплину.

После успешных пилотных проектов в Москве «Спортмастер» принял решение перевести на онлайн-инкассацию все свои магазины на Дальнем Востоке, одном из самых сложных регионов с точки зрения логистики и технического обслуживания. Подробности о проекте рассказывает Наталия Чижова, заместитель финансового директора сети «Спортмастер» в России, вице-президент Газпромбанка Наталья Ляхович и Сергей Барсуков, председатель совета директоров Profindustry, оператора федеральной платформы инкассации Moniron Cash Connect.

– Торговая сеть «Спортмастер» одной из первых в России заинтересовалась технологией онлайн-инкассации с помощью депозитных машин. Вы начали реализацию проекта совместно с одним из российских банков первой десятки, а затем в качестве партнера по предоставлению этой услуги выбрали Газпромбанк.

Наталия Чижова: Изучение технологии онлайн-инкассации мы начинали с рядом банков-партнеров. Мы запускали пилотные проекты в отдельных торговых точках на различных моделях депозитных машин. Наряду со специализированными АДМ, мы пробовали устанавливать недорогие депозитные машины, переделанные из платежных терминалов, однако для их установки требуется выделение подсобных помещений, наличие которых ограничено в наших торговых точках. Установка депозитных машин непосредственно в торговом зале нас не устраивает с точки зрения безопасности и технологии нашей работы.

Мы также пробовали установку в одной из крупных торговых точек АДМ европейского производителя с вместительным сейфом и расширенным функционалом. Пилот прошел успешно, но «в масштаб» мы не пошли: многофункциональная АДМ требует большей загрузки для получения финансово привлекательных условий.

В результате пилотных проектов мы сформулировали требования к АДМ и   обслуживающему его банку. Для выбора ведущего партнера по масштабному предоставлению услуги онлайн-инкассации мы выделили три критерия: опыт предоставления сервиса, широкий территориальный охват и гибкие тарифы. В результате проведенного тендера мы остановились на Газпромбанке и платформе Moniron Cash Connect, которые отвечают большинству предъявляемых нами требований.

Наталья Ляхович: Газпромбанк стал одним из первых российских банков, предлагающих клиентам услугу наличного эквайринга – так мы называем онлайн-инкассацию.Со «Спортмастером» мы начали сотрудничество с пилотных запусков в магазинах в Москве – так нам всем было удобнее следить за ходом проекта и оперативно реагировать на необходимость доработок. Для установки в магазинах мы выбрали депозитные машины Moniron ADM 6 компании Profindustry. На наш взгляд, сегодня это оптимальное решение на рынке, поэтому в 99% случаев мы используем именно его. В случае со «Спортмастером» мы сами приобрели устройства, передав их в пользование клиенту.

– В инновационных проектах критически важна обратная связь от всех подразделений компании-клиента. Как отнеслись сотрудники «Спортмастера» к появлению АДМ на торговых точках?

НЧ: Отзывы кассиров магазинов об устройствах были в большинстве позитивными: депозитные машины оказались просты и удобны в использовании. Газпромбанк и Profindustry регулярно проводят обучение для сотрудников «Спортмастера», поэтому новые сотрудники быстро осваивают навыки работы с АДМ.

Кроме того, при использовании АДМ работа кассиров облегчается: в конце рабочего дня у них нет необходимости формировать сумму и дожидаться бригады инкассаторов. У компании-перевозчика может случиться форс-мажор, и тогда ожидание инкассации растягивается на часы.

– У ритейлеров есть целый набор причин для перехода на онлайн-инкассацию: безопасность сотрудников и наличной выручки на торговой точке, быстрое зачисление денег на расчетный счет. Устранение зависимости персонала магазина от графика заездов инкассаторов – одна из таких причин. Какие первоочередные задачи ставил перед собой «Спортмастер», внедряя АДМ?

НЧ: Прежде всего,мы хотели сделать инкассацию наличной выручки на наших торговых точках более эффективной экономически. Особенно остро этот вопрос стоял в регионах, где стоимость классической инкассации была очень высокой – например, на Дальнем Востоке. Поэтому мы установили АДМ во всех магазинах «Спортмастер» на Дальнем Востоке. 

Среди других решаемых нами задач – обеспечение безопасности сотрудников и денежных средств, а также их быстрая оборачиваемость. Выручка, внесенная в АДМ, в течение часа оказывается на нашем расчетном счете, и мы можем использовать ее для текущих платежей.

Еще одна немаловажная причина – мы хотели избавить сотрудников от непрофильных функций. Дело в том, что работники спортивных магазинов должны обладать рядом профессиональных знаний и навыков. Для нас важно, чтобы сотрудники уделяли больше времени профессиональному развитию и качественному общению с покупателями, а не пересчету наличной выручки и заполнению документов для служб инкассации.

– Дальний Восток традиционно считается одним из самых сложных регионов в России за счет географической отдаленности и непредсказуемых погодных условий. Были ли у «Спортмастера» проблемы в начале проекта, когда требовалось привезти, установить и запустить первые АДМ? 

НЧ: Я бы назвала это не проблемами, а, скорее, плановым увеличением временных рамок реализации проекта. Например, доставка оборудования на Дальний Восток заняла чуть больше времени, чем в другие регионы, но из плана-графика мы не выбились. Здесь надо отметить четкую настройку бизнес-процессов со стороны нашего партнера, компании Profindustry, которая отвечает за доставку и подключение депозитных машин. Также компания обеспечивает комплексную поддержку установленных АДМ.

– Кстати о сервисе, АДМ – довольно сложное устройство, требующее профессионального обслуживания. Не возникает ли у «Спортмастера» проблем с устранением неисправностей депозитных машин в таком отдаленном регионе, как Дальний Восток?

Сергей Барсуков: У Profindustry развитая сеть высококвалифицированных инженеров по всей России, в том числе и на Дальнем Востоке. Это позволяет нам оказывать клиентам полный комплекс сервисных услуг. У нас также есть многофункциональный программный комплекс – Moniron Service Desk. Это решение автоматизирует процессы технической поддержки: оперативную помощь персоналу, прием сервисных заявок, распределение нагрузки между подразделениями, контроль за плановым обслуживанием оборудования. «Спортмастер» как крупнейшая торговая сеть вряд ли согласилась бы «идти в масштаб», не будучи уверенной, что мы обеспечим сервисную поддержку АДМ в перспективе ближайших 7-10 лет в каждом регионе присутствия сети.

НЧ: Установленные в наших магазинах АДМ очень надежны, поломки и случаи замятия купюр крайне редки. Но если форс-мажоры и возникают, на их устранение уходит не более одного рабочего дня.

– Вы выбрали АДМ Profindustry, полагаясь на рекомендации Газпромбанка?

НЧ: Для нас депозитная машина Moniron стала оптимальным решением с точки зрения стоимости, надежности, организации технического сопровождения и возможности интеграции с банковскими системами. Также у этих АДМ скорость приема денег выше, чем у устройств других производителей.

Кроме того, Profindustry создала ИТ-систему Moniron MOST, обеспечивающую мониторинг и управление депозитными машинами, а также автоматизирующую наше взаимодействие с обслуживающим банком.

– Какие планы у «Спортмастера» по дальнейшему распространению, масштабированию услуги онлайн-инкассации в своих магазинах?

НЧ: Использование АДМ подтвердило свою эффективность, поэтому в конце прошлого года мы приняли решение постепенно перевести на онлайн-инкассацию большинство торговых точек нашей сети. Внедрение инкассации с применением АДМ в 2021 году мы начинаем и в других регионах. Южный федеральный округ первый на очереди. Также мы планируем открывать точки выдачи товаров интернет-магазинов в регионах, которые будут открываться с уже установленной депозитной машиной, подключенной к платформе Moniron Cash Connect.

*материал опубликован на правах рекламы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

Спец-2021.-В-контенте