4 декабря в Москве состоится финал первого совместного мероприятия RETAILER.ru и vc.ru — «Торговля 2020»: два десятка техностартапов, прошедших жёсткий отбор, представят свои продукты профессиональному жюри, составленному из топ-менеджеров российского ритейла. В преддверии события мы попросили членов авторитетного жюри дать несколько советов технологическим компаниям, которые хотят работать с розничными сетями.
Есть ли у вашей компании опыт сотрудничества с небольшими ИТ-компаниями, которые придумали что-то инновационное и полезное для ритейла?
Михаил Уржумцев, президент и гендиректор Melon Fashion Group:
— Есть. Сейчас идёт два пилота: Amby.app и Dsight.ru.
Дмитрий Алексеев, основатель и президент группы компаний DNS:
— Нет, такого опыта нет.
Сергей Федоринов, основатель розничной компании «Юлмарт»:
— В «Юлмарте» этот опыт безусловно был, обращались к большому количеству относительно небольших ИТ-компаний, с которыми прорабатывали разные инициативы для ритейла, в основном они касались автоматизации и интеллектуализации описания товара — это такая тонкая, вроде бы малозаметная, но очень важная область ритейла.
Правильное цифровое отображение информации о товаре, причем как фото, так и текстовой. То есть характеристики — так, чтобы это было развернуто в сторону пользователя. Тонкий момент, где требуются инновации.
Алексей Зуев, основатель и президент компании «Кораблик»:
— Нет. Не приходилось. Как правило, мы получаем предложения по каким-либо инновационным решениям от больших компаний, который открывают у себя новые направления бизнеса (например, в области Digital Signage или в области расчета прогноза продаж на базе больших данных и искусственного интеллекта).
Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам «ВкусВилл»:
— «ВкусВилл» имеет опыт работы с командами разработчиков из России под коренные проекты. В частности, такие команды решали много задач по видеораспознаванию для компании.
Михаил Кучмент, сооснователь и вице-президент Hoff:
— Мы сотрудничаем с командой Dasha.ai (робот, который продает как человек) и Immergity — стартап, который разрабатывал контент и дизайн для нашего VR-корнера в гипермаркете в «Авиапарке».
Марита Коскинен, генеральный директор Prisma:
— Сейчас мы вместе с компанией VERME разрабатываем проект управления рабочим временем.
Как молодому технологичному проекту получить в партнеры крупного ритейлера?
Михаил Уржумцев, президент и гендиректор Melon Fashion Group:
— Найти контакты топ-менеджера и начать с ним общение. Amby нашли контакт нашего CIO на LinkendIn, Dsight — на конференции познакомились с директором по развитию.
Стартапы могут обращаться к нашему CIO Евгению — sedegovev@melonfashion.com.
Дмитрий Алексеев, основатель и президент группы компаний DNS:
— Не знаю.
Сергей Федоринов, основатель розничной компании «Юлмарт»:
— Законы партнерства не зависят от того, крупный это ритейлер или нет, с одной стороны, и молодой технологичный это ИТ-проект или нет. Основа партнерства — это оказание непоправимого добра.
Молодому технологичному проекту необходимо очень четко понимать потребности ритейлера, необходимо разобраться в его «ботинке», не постесняться сделать все необходимые процедуры нормального customer development и узнать действительно, что у ритейлера стоит на повестке дня, где самые востребованные зоны.
Если проект сделает не просто технологию, от которой сам находится в восторге, а эта технология действительно будет бить очень четко в цель той самой боли крупного ритейлера, то это лучший залог того, что партнерство состоится. Ну и безусловной, второй важный момент — это выход на ЛПР.
Алексей Зуев, основатель и президент компании «Кораблик»:
— Основная задача — это заинтересовать представителей ритейла и предложить то, чего нет у других проектов.
Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам «ВкусВилл»:
— Для любой команды с технологическими решениями для ритейла важно в первую очередь хорошо понимать потребности своих потенциальных заказчиков, если вам удаётся, что называется, «попасть в боль» — шансы резко увеличиваются.
Михаил Кучмент, сооснователь и вице-президент Hoff:
— Придумать что-то инновационное и полезное, плюс выгодно отличающееся от конкурентов-гигантов. Фокус Hoff — это цифровая трансформация компании: внутренняя (автоматизация процессов) и внешняя (улучшение покупательского опыта).
Проекты, которые решают эти задачи, могут найти у нас применение, но мы не хотим работать с полуфабрикатами, нам нужны уже готовые решения, которые мы можем быстро пилотировать.
Марита Коскинен, генеральный директор Prisma:
— Это тяжёлая задача — обычно никто не хочет быть первым проектом. Надо предложить что-то действительно нужное, что повысит либо эффективность, либо продажи.
На крупном ритейлере стартап может заработать?
Михаил Уржумцев, президент и гендиректор Melon Fashion Group:
— Да.
Дмитрий Алексеев, основатель и президент группы компаний DNS:
— На DNS едва ли, а про остальных сложно сказать. В Москве проходимцев больше, возможно, и получится заработать 🙂
Сергей Федоринов, основатель розничной компании «Юлмарт»:
— Да, на крупном ритейлере старатап может заработать. На мой взгляд, двумя способами.
1. Если разработает действительно ценный продукт и продастся вместе с этим продуктом ритейлеру под ключ, интегрирует к себе.
2. Когда стартап может заработать на той или иной регулярной основе, либо через абонентскую плату, либо как-то еще.
Алексей Зуев, основатель и президент компании «Кораблик»:
— Конечно, может. Просто стоит приложить максимум усилий, и результат не заставит себя ждать. Основная задача — это заинтересовать представителей ритейла и предложить, то , что нет у других проектов.
Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам «ВкусВилл»:
— Тут дело не в размере, а в том, насколько та или иная инновация может быть полезна для компании. Плюс компаний с масштабом в том, что они могут выделить больше ресурсов на эксперименты и новые решения.
Михаил Кучмент, сооснователь и вице-президент Hoff:
— Конечно, если решение докажет свою состоятельность.
Марита Коскинен, генеральный директор Prisma:
— Для первого проекта лучше выбирать не самого крупного ритейлера.
Каких ИТ-решений вам не хватает? Для решения каких задач есть дефицит предложений от ИТ-индустрии?
Михаил Уржумцев, президент и гендиректор Melon Fashion Group:
— Быстрых и лёгких, для которых не требуется нанимать десятки сотрудников для внедрения и сопровождения, для которых не нужны большие стартовые инвестиции и которые можно капитализировать.
Дмитрий Алексеев, основатель и президент группы компаний DNS:
— Основной дефицит у нас не с предложением от ИТ-индустрии, а с разработчиками для реализации собственных задач.
Сергей Федоринов, основатель розничной компании «Юлмарт»:
— На мой взгляд, не хватает решений, которые помогают прежде всего в прохождении границы ИТ-области. Когда у ритейлера существуют товары и их цифровое отображение и описание, а решения позволяют адаптировать их на язык пользователей. Вот это та самая область, где ИТ-решениям точно есть место.
Вторая область – это автоматизация регулярных процессов. К ним относятся: логистика и все, что с ней связано, но также существует масса разнообразных процедур именно регулярного характера из операционной деятельности, которые подвергаются автоматизации: кассовые процедуры, оплата, взаимодействие и обслуживание клиента.
Алексей Зуев, основатель и президент компании «Кораблик»:
— Сейчас нам очень не хватает простых (быстрых) решений, дающих инструмент для быстрой коммуникации с клиентами и персонализации наших предложений для них.
Если рассматривать эту проблему глубже, то на российском рынке не хватает простых, легких решений для хранения и обработки больших данных. Да, есть определенные продукты (их очень мало), но они очень громоздкие и сложные, требующие серьезных инвестиций в инфраструктуру.
Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам «ВкусВилл»:
— В первую очередь, нам, наверное, не хватает таких решений, про которые мы ещё не знаем. Мы смотрим много новых решений в области распознавания, улучшения персонального опыта покупок, экологии и экономии ресурсов.
Михаил Кучмент, сооснователь и вице-президент Hoff:
— Потоковый дизайн. Есть индустрии, в которых много проектов, но сейчас важно, чтобы количество переходило в качество. Интересно было бы посмотреть на предложения в области потокового дизайна.
Марита Коскинен, генеральный директор Prisma:
— Гибкая интеграционная шина — универсальный чёрный ящик.
Какие глобальные тренды и решения вам нравятся?
Михаил Уржумцев, президент и гендиректор Melon Fashion Group:
— Чат-боты и социальные сети как средство коммуникации.
Дмитрий Алексеев, основатель и президент группы компаний DNS:
— Прежде всего, информационные технологии меняют канал распространения товаров, меняют модель взаимодействия продавца и покупателя. Также важный тренд — это замена «экспертов» алгоритмами.
Сергей Федоринов, основатель розничной компании «Юлмарт»:
— Очень нравятся решения и тренды, связанные с разворачиванием ритейлера с помощью ИТ-технологий в сторону клиента, в сторону человеческого общения. Как бы это парадоксально ни звучало, будущее за теми, кто с помощью технологий сможет дать людям (потенциальным и текущим покупателям) тот самый опыт персонального общения, персональной покупки, абсолютно персонализированный сервис. Считаю их крайне перспективными.
Технологии Big Data, поведение пользователей, адаптация ритейлера и его сервисов под портрет каждого конкретного пользователя. Здесь есть очень большое пространство для развития.
Алексей Зуев, основатель и президент компании «Кораблик»:
— Нравится высокая скорость изменений на рынке, и то, что на смену старым технологиям быстро приходит что-то новое.
Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам «ВкусВилл»:
— Мы смотрим много новых решений в области распознавания, улучшения персонального опыта покупок, экологии и экономии ресурсов. Это же отражает и мировые тренды, как нам кажется.
Михаил Кучмент, сооснователь и вице-президент Hoff:
— Мы живем в такое время, когда всем важна высокая скорость, так как время — самая дорогая валюта. В нашей индустрии мы следим за трендами уберизации домашних сервисов за счет внешних не ритейловых сервисов (уборка, доставка еды, стирка и химчистка, выгул собак и так далее).
Также нам нравятся тренды по роботизации процессов с целью высвобождения сотрудников от рутинных задач и возможности им развиваться в креативных направлениях. Нравятся тренды по большим данным и аналитике. Тренды мобилизации (цифровое рабочее место, планшеты, продажи с телефонов).
Марита Коскинен, генеральный директор Prisma:
— КСО (корпоративная социальная ответственность), Scan&Go, магазины без персонала.
Пожелайте что-нибудь стартапам перед их выступлениями на финале конкурса «Торговля 2020» 4 декабря.
Михаил Уржумцев, президент и гендиректор Melon Fashion Group:
— Важно понимать механику экономии и заработка самим стартапом. Что конкретно меняет стартап или что привносит к существующим процессам и как объективно это измерить. Например, Amby зарабатывают на комиссии проданных через них товаров, RocketData не смог за шесть месяцев найти и показать механику.
Дмитрий Алексеев, основатель и президент группы компаний DNS:
— Если у предпринимателя есть предположение, что он придумал технологию, которая изменит или улучшит розничную торговлю, то желаю ему идти не к «сетевым ритейлерам» и предлагать им это решение, а самому реализовать свою идею на радость покупателям.
Сергей Федоринов, основатель розничной компании «Юлмарт»:
— Основное пожелание, вне зависимости от результатов конкурса, поддерживать уровень энтузиазма, стремиться создать что-то действительно нужное, а не просто высокотехнологичное, не останавливаться, экспериментировать и не бояться никаких оценок. Формировать свою собственную оценку относительно того, что создают.
Алексей Зуев, основатель и президент компании «Кораблик»:
— Никогда не отчаиваться. Как гласит пословица: «Дорогу осилит идущий».
Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам «ВкусВилл»:
— Успешно показать своим потенциальным заказчикам, какую проблему вы хотите решить и почему ваше решение лучше чем то, что есть на рынке сейчас. Всем командам желаю успехов в поиске новых клиентов.
Михаил Кучмент, сооснователь и вице-президент Hoff:
— Помнить, что главная фигура в любом бизнесе — клиент, и следовательно, его путь, customer journey. Для победы нужно четко показывать, какую проблему решает стартап, и постараться посмотреть на это через призму «пути клиента».
Марита Коскинен, генеральный директор Prisma:
— Проработайте свой проект с точки зрения финансовой выгоды, которую ритейлер может получить с вашей помощью, а также с точки зрения внедрения, дальнейшей эксплуатации и управления версиями.
***
Мероприятие «Торговля 2020» состоится 4 декабря в московском «Цифровом деловом пространстве». В состав жюри, оценивающего финалистов конкурса, войдут:
• Дмитрий Алексеев (основатель и президент DNS);
• Михаил Уржумцев (генеральный директор Melon Fashion Group);
• Борис Кац (директор по развитию «Леонардо»);
• Сергей Федоринов (основатель и бывший генеральный директор «Юлмарта»);
• Михаил Кучмент (сооснователь и вице-президент сети гипермаркетов мебели и товаров для дома Hoff);
• Олег Высоцкий (генеральный директор сети «Верный»);
• Алексей Баулин (генеральный директор «Улыбки радуги»);
• Иван Мельник (директор по инновациям X5 Retail Group);
• Александр Филиппов (генеральный директор аптечной сети «Ригла»);
• Алексей Фёдоров (совладелец и управляющий партнёр группы компаний «220 Вольт»);
• Аркадий Морейнис (предприниматель и инвестор, автор канала «Тёмная сторона»);
• Алексей Зуев (основатель и президент компании «Кораблик»);
• Андрей Романенко (основатель и генеральный директор «Эвотор», соинвестор венчурных фондов Run Capital и AddVenture III);
• Илья Ярошенко (президент BAON);
• Дмитрий Чупаха (основатель и генеральный директор BUTIK);
• Евгений Римский (управляющий по качеству и закупкам «ВкусВилл»);
• Даниил Сомов (предприниматель, сооснователь и управляющий партнер RETAILER.ru);
• Даниль Хасаншин (директор по развитию бизнеса издательского дома «Комитет»).
Чтобы обсудить партнёрские и рекламные возможности, свяжитесь с Алексеем Целых (alex@retailer.ru или +7 999 217 32 45, Telegram/WhatsApp) или Данилем Хасаншиным (danil@cmtt.ru или +7 925 140 03 24, Telegram/WhatsApp).
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.
Хорош матерьяльчик! Все родимые пятна отечественного ритейла напоказ: «Дайте мне дешевенькое, легко внедряемое, и чтоб заработать на этом мог я, ритейлер. А разработчикам — копейки». «Капитализаторы!» Цитата: «Михаил Уржумцев, президент и гендиректор Melon Fashion Group: — Быстрых и лёгких, для которых не требуется нанимать десятки сотрудников для внедрения и сопровождения, для которых не нужны большие стартовые инвестиции и которые можно капитализировать». [Конец цитаты]