История о том, как сети супермаркетов на дальневосточном острове Сахалин удалось наладить работу с заказами из 50 стран мира, оптимизировать мерчандайзинг, масштабироваться и удержать лидерство.
Сеть супермаркетов “Первый Семейный” — это 16 магазинов и столько же кафе, это свое производство продуктов питания и логистический распределительный центр на острове Сахалин.
В начале прошлого года, несмотря на все существующие вызовы (сложная островная логистика и удаленность от материка), компания ПРК — управляющая компания торговой сети “Первый Семейный”, поставила перед собой очень амбициозные цели. ПРК запланировали открытие новых магазинов, сократить уровень упущенных продаж, ввести новые категории товаров, наладить внутреннюю работу с товарными запасами и удержать позиции лидера.
КАК НАЛАДИТЬ РАБОТУ С ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ И МЕРЧАНДАЙЗИНГОМ?
ШАГ ПЕРВЫЙ: С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Быть первым сегодня — значит внедрять новые технологии, оперативно реагировать на любые изменения, эффективно общаться внутри команды и быстро принимать решения. Понимая это, руководство компании решили оптимизировать работу категорийных менеджеров, внедрить автоматический заказ позиций и полностью реформировать процесс мерчандайзинга. Руководством “Первого Семейного” было принято решение внедрить две технологичные системы управления запасами и мерчандайзингом, ABM Inventory и ABM Shelf.
«Мы понимали, что наши люди перегружены рутинной работой — львиная доля их рабочего времени уходила на составление заказов вручную, — рассказывает Анастасия Кувшинова, категорийный менеджер компании ПРК. “Представьте себе — перед нами был огромный ассортимент продуктов питания (в том числе скоропортящихся!), быстро меняющийся спрос, который мы не отслеживали и не анализировали, чрезвычайно сложная и нестабильная островная логистика. И это все нам нужно было координировать быстро, чтобы полки не пустовали и вовремя наполнялись продуктами. Мы были настолько загружены формированием заказов и координацией логистики, что времени для аналитики и понимания общей картины ассортимента не оставалось вообще».
Сеть супермаркетов “Первый Семейный”
Кроме того, в компании до сих пор вручную отрисовывали каждую планограмму и рассылали ее по сети. Центральный офис не мог оперативно получать обратную связь от магазинов по выкладке, контроля выкладки толком не было, а любая коммуникация об изменениях занимала время.
Безусловно, руководство компании понимало, что любое масштабирование бизнеса в таких условиях приведет к резкому увеличению затрат на персонал. Но эта проблема была лишь “верхушкой айсберга”. Глубинная проблема состояла в том, что без анализа спроса и продаж и без грамотного мерчандайзинга, “Первый Семейный” не смог бы долго оставаться лидером рынка.
“Если бы мы продолжали считать заказы и
строить планограммы в Еxcel-таблицах, а графики поставок вести на бумаге, нас
бы запросто обошли более современные и быстрые конкуренты”, говорит Анастасия.
Компания выбрала высокотехнологичную систему для того, чтобы систематизировать
закупки, настроить автоматические заказы, синхронизировать коммуникацию по
выкладке, строить планограммы в один клик, а также грамотно анализировать спрос
и продажи. Казалось, собрать эти процессы воедино для сети, которая работает с
десятками поставщиков в день, просто нереально.
Большинство компаний слишком заняты операционной деятельностью, из-за этого упускают момент, когда пришло время что-то менять и нужно начать действовать. Если вы хотите, чтобы ваш бизнес был конкурентоспособным и экономически устойчивым — нужно играть на опережение. Этот чек-лист поможет вам определить свои сильные и слабые стороны, понять, куда направить фокус вашего внимания.
ШАГ ВТОРОЙ: КАК ВЫБРАТЬ СИСТЕМУ И НАЛАДИТЬ ЕЕ РАБОТУ?
Рынок софта СНГ предлагает несколько программных продуктов, адаптированных под язык, требования и реалии рынка. Как понять, какое решение выбрать для своей компании?
Первое, на что советует обратить внимание ПРК, это платформа, на которой работает программа. Как правило, клиентам предлагается приобрести коробочное решение, что подразумевает, что все обновления и поддержка ложатся на его плечи. программа автоматизации заказов и управления товарными запасами и ABM Shelf (программа по управлению мерчандайзингом) работают на совершенно другой модели — SaaS (software as a service — программное обеспечение как услуга). Клиент платит абонплату и получает готовое облачное решение последней версии. За настройку, обучение, обновление и поддержку ПО полностью отвечает поставщик.
Второе, на что нужно обратить внимание — это скорость внедрения софта. Продуктовый ритейл не может позволить себе брать паузу в закупках на время внедрения нового ПО. ПРК начали с пилотного проекта, протестировали программу на группе товаров в режиме реального времени. Довольно быстро стало понятно, что методология и аналитика охватывают запросы компании. Самое важное в процессе внедрения — иметь последовательные и прописанные этапы, с четкими сроками реализации и обучения пользователей. Команда ABM была на связи с клиентом 24/7, несмотря на удаленность работы и большую разницу во времени.
Третье — это возможность интеграции новых систем с существующими ERP- и товарно-учетными. Можно инвестировать большие суммы денег в европейские или международные программные решения, которые, в итоге, не будут поддерживать связь с системами, либо придется тратить еще большие суммы на долгую и сложную интеграцию. ABM Inventory и ABM Shelf адаптированы под совместную работу с любыми ERP-системами.
ИТОГИ ПЕРЕХОДА НА АВТОМАТИЗАЦИЮ
В результате внедрения систем ABM Inventory и ABM Shelf, “Первому Семейному” удалось перевести 60% ассортимента в режим автозаказа и полностью интегрировать современный смарт-мерчандайзинг в свои бизнес процессы.
Учитывая, что Сахалин — это сложнейший рынок с точки зрения поставок ввиду отсутствия сухопутного сообщения, компании удалось не только отладить работу с существующими поставщиками, но и привлечь новых. В результате внедрения ABM Inventory удалось повысить качество работы с поставщиками в Москве, что раньше было для многих технически сложной задачей ввиду длинного логистического плеча.
Дашборд системы управления запасами ABM Inventory
Система ABM Shelf дала возможность загрузить в базу данных кастомизированную под “Первый Семейный” библиотеку торгового оборудования (стеллажей, полок и прилавков) и построить качественные планограммы, адаптированные под нужды каждого магазина и торговой точки.
Коммуникация между магазинами и хед-офисом происходит в единой системе, а планограммы теперь рассылаются за секунду — магазины получают задачу сразу же на мобильные телефоны и дают офису отчет о выполнении с помощью фото и видео — в режиме реального времени. Производительность труда возросла в разы. Сеть начала анализировать эффективность размещения товара на полке, чего не делали раньше.
Не знаете, какие показатели эффективности выкладки необходимо отслеживать в своей торговой сети? Тогда этот чек-лист для вас — здесь собраны ключевые метрики, которые помогут повысить прибыльность выкладки, количество подходов покупателя к полке. Скачать
План торгового зала в системе ABM Shelf
Отдел закупок теперь занимается стратегическими решениями и развитием сети, а не вбивает заказы вручную. Все графики поставок теперь ведутся централизованно в единой системе. Благодаря технологиям и аналитике, система автоматически контролирует заказ товаров с волатильным спросом и скоропортящихся товаров.
Результаты автоматизации мерчандайзинга и запасов в цифрах и показателях:
- 60% ассортимента на автозаказе
- уровень представленности товара, пользующегося ажиотажным и непредсказуемым спросом, составил рекордные 95-96%.
- товарные запасы сократились на 20 процентов, при росте количества магазинов.
- упущенные продажи сократились на 14 процентов
- 100% управление покупателями внутри магазина
- разработка планограмм и оборудования разных форматов
В планах “Первого Семейного” освоить новый, логистически сложный алгоритм поставок с использованием своего распределительного центра, осваивать новые приемы мерчандайзинга и еще больше повысить продажи — все это теперь возможно благодаря новым технологиям.
*материал опубликован на правах рекламы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.