Прошедший год оказался одним из сложнейших в истории российской розничной торговли. Собрали в один текст всё важное, что случилось в отрасли за 2022 год.

Общие показатели

Спад в российской рознице продолжается с марта, но всерьёз стал заметен со второй половины 2022 года. За девять месяцев оборот розничной торговли снизился на 5,5%, до 31 трлн 198,8 млрд руб. Основное падение показала непродовольственная розница (на 9,7% до 15 трлн 822,1 млрд руб.), продовольственная упала на 0,5% до 15 трлн 376,7 млрд руб. Одновременно выросла инфляция: по разным оценкам, её уровень к концу года колеблется от 12% до 20%. Третий квартал 2022 года аналитики уже назвали худшим в современной истории российского ритейла — и при этом предупреждают, что четвёртый окажется ещё хуже.

Серьёзно изменилось поведение потребителей: люди начали экономить, сократили траты на непродовольственные товары и отказались от многих необязательных покупок. На поведение людей влияет в том числе политическая неопределённость — при невозможности долгосрочного и даже среднесрочного планирования россияне предпочитают не тратить деньги, откладывая их «на чёрный день» и «на всякий случай». В некоторых сегментах ритейла дополнительный эффект дала эмиграция среднего класса, продолжавшаяся весь год с пиками в феврале и сентябре — в первую очередь от неё пострадали рестораны и премиальные торговые сети.

Ключевое влияние на всю отрасль оказала перестройка логистики, которая продолжается до сих пор. Перебои с поставками в тот или иной момент коснулись почти всех заметных игроков; кроме того, именно на проблемы с логистикой ссылались, закрывая российские магазины, многие зарубежные сети, не желавшие делать преждевременных заявлений. Также на логистику торговых сетей повлияла мобилизация: несмотря на относительно небольшой процент мобилизованного персонала, существенная его часть пришлась на водителей, что создало дополнительные проблемы уже во внутренних перевозках.

Уход западных компаний

Ключевым фактором перестройки российской торговли стал уход с рынка десятков зарубежных компаний. Кто-то ушёл полностью — закрыл магазины и производства и уволил персонал, как IKEA, кто-то передал или продал российский бизнес местным или азиатским игрокам — так поступили некоторые крупные сети общепита и фэшн-ритейла. Некоторые ограничились «приостановкой инвестиций» и «прекращением развития в стране», что бы это ни значило на деле.

Всего, по нашим подсчётам, за год Россию покинули не менее 180 международных брендов — в их числе производители и продавцы потребительских товаров, автомобилей, рестораны, разработчики ПО, а также представители других отраслей, связанных с розницей. Кроме того, отказ западных кинопрокатчиков работать с Россией привёл к глубокому кризису кинотеатры, а уход международных платёжных систем и санкции в отношении российских банков осложнили финансовые расчёты между контрагентами в стране и за рубежом.

Вспомним крупнейших игроков, покинувших российский рынок в течение 2022 года.

Fashion

В начале 2022 года в России работали 547 магазинов Inditex под семью брендами — Zara, Zara Home, Pull & Bear, Massimo Dutti, Oysho, Bershka и Stradivarius. Все их закрыли с 6 марта, и до сих пор площади пустуют — в числе прочего, для некоторых ТЦ это стало поводом разорвать арендные договоры в одностороннем порядке.

Также страну покинул шведский H&M — но бренд уходил не так резко, как конкуренты, последние магазины марки закрылись только в декабре. Большую часть года компания решала, как поступить с российской сетью из 172 магазинов. Об окончательном уходе из страны H&M объявил ещё в июле — и после этого часть точек продолжала работать, распродавая товарные остатки. Время от времени всплывали слухи, что компания может остаться на рынке в том или ином формате, но в результате магазины всё-таки закрылись, в их локациях будут работать уже другие бренды.

Ещё из крупных потерь — прекращение работы спортивных брендов Adidas (несколько сотен магазинов не работают с марта), Nike (полностью ушёл из России в июне) и Decathlon (также ушёл в июне). Кроме того, часть сетей сменила владельцев и названия — как, например, принадлежавшие польской LPP сети Cropp, House, Sinsay, Mohito и Reserved, которые после продажи китайцам стали называться Cr, Xc, Sin, M и Re соответственно.

Рестораны

Главный уход года в сегменте — «Макдональдс»: российские рестораны сети к середине 2022-го сменили владельца и превратились во «Вкусно — и точка». Продажа и ребрендинг коснулись всех 850 заведений, новым владельцем стал бизнесмен из Новокузнецка, экс-франчайзи сети Александр Говор. В 2020 году бизнес в России и на Украине приносил «Макдональдсу» около $2 млрд — это 9% мировой выручки сети. По оценкам экспертов, российский бизнес продали за половину реальной цены — примерно 35 млрд руб.

Покинула Россию и сеть KFC — в октябре свою часть бизнеса, 70 точек, продал владелец бренда американский холдинг Yum! Brands, а в декабре польский франчайзи Amrest нашёл покупателя ещё на 215 ресторанов. В первом случае покупателем стал один из местных франчайзи «Смарт Сервис», компания получила также права на мастер-франшизу бренда. Во втором случае права на рестораны выкупило московское ООО «Альмира». Как минимум часть сети переименуют в «Ростик’с» — под этим брендом в стране когда-то работал местный предшественник KFC. Также ещё в июне продали российские рестораны второй сети Yum! Brands — Pizza Hut, находившиеся под управлением Amrest, покупателем стала компания «Ной-М», основанная топ-менеджерами группы «Ростик». Одним из условий сделки также стало переименование сети.

IKEA

Отдельной крупной историей даже на фоне всего происходящего стал уход из страны IKEA — компании, которая одной из первых стала всерьёз вкладываться в российский рынок. Первые проекты шведы реализовывали ещё в Советском Союзе, с 2000 года инвестировали в крупные торговые центры в больших городах, и в целом это была компания с очень глубокими и давними связями с Россией.

В 2022-м IKEA долго держала паузу и не делала громких заявлений — о полном уходе из страны компания заявила лишь в июне. Шведы решили закрыть все свои магазины, продать четыре российские фабрики, распродать остатки товара и уволить всех сотрудников — при этом торговые центры «Мега» продолжили работу.

FMCG

Среди ушедших из страны производителей продуктов питания и товаров первой необходимости особо выделяются Coca-Cola, уход которой спровоцировал появление в магазинах волны «колазаменителей» разной степени удачности, Mars (куча популярных брендов, в том числе Snickers, Milky Way, Twix, Pedigree, Eclipse, Orbit), производитель алкоголя Diageo (Guinness, Johnnie Walker, Smirnoff), крупных производителей пива (Anheuser-Busch InBev, Plzensky Prazdroj, Budweiser, Staropramen) и кофе (Lavazza, Paulig, Tchibo). При этом некоторые производители ушли не полностью — например, PepsiCo приостановила продажу напитков, но продолжила продавать детское питание.

Также российский рынок покинули — целиком или частично — крупные производители средств гигиены: в частности, Procter & Gamble объявила о сокращении инвестиций и ассортимента, Colgate-Palmolive также сократила ассортимент. В сегменте косметики из России ушли бренды Sephora, Estee Lauder, Clinique, L’Oreal, Giorgio Armani Beauty, MAC Cosmetics, Tom Ford Beauty, Smashbox, Shu Uemura, Ralph Lauren, Maison Martin Margiela, Urban Decay, Jo Malone London и ещё порядка полутора десятков торговых марок.

Автобренды

После февраля деятельность в России прекратили крупнейшие автомобильные концерны, выпускающие популярные автобренды — в их числе Mazda, Toyota, Geely, Suzuki, Lexus, Mercedes Benz, MAN, Ford, Honda, Volvo, Nissan, Skoda, Renault, Volkswagen, Hyundai, Volkswagen, KIA, Audi, Jaguar, Bentley, Rolls-Royce, Daimler Truck, BMW, Ducati, Land Rover, Cadillac, GMC, Chevrolet, Buick, Jeep, Citroën, Vauxhall, Alfa Romeo, Dodge, Abarth, Opel, Chrysler, Maserati, DS, Lancia, Fiat, Ram Trucks. В большинстве случаев речь идёт о прекращении официальных продаж и обслуживания автомобилей на территории РФ, в ряде случаев — о прекращении ввоза даже запчастей.

Сделки и банкротства

Ситуация в стране и мире спровоцировала масштабные подвижки в структуре российской розницы — в том числе смены собственников и банкротства крупнейших бизнесов. Вот самые заметные истории.

OBI

Немецкий ритейлер закрыл свои магазины в марте, и вскоре стало известно, что компания намерена продать российскую часть сети. Среди покупателей называли казахстанский холдинг Asadel и российскую ГК MAX. В результате контрольный пакет сети — 60% — купил бизнесмен Йозеф Лиокумович, близкий друг семьи Хауб, владеющей немецким бизнесом OBI. Остаток забрала ГК MAX российского бизнесмена Ильи Колобкова. Стоимость сделки составила символические 1 евро.

«Восточный союз»

Объединение сибирских ритейлеров — «Восточный союз», в которые входили ГК «Красный Яр», «Самбери» и «Слата» — просуществовало в виде самостоятельной структуры меньше года. В начале 2022-го «Восточный союз» покинула один из главных топ-менеджеров российского ритейла Ольга Наумова, а уже в ноябре 70% объединения приобрела X5 Group.

Delivery Club

Одна из самых громких сделок года — присоединение Delivery Club к бизнесу «Яндекс Еды». В результате безденежной сделки VK получил токсичные для компании контентные сервисы «Яндекса» — «Дзен» и «Новости», а «Яндекс» поглотил главного конкурента. Компания сохранила бренд и процессы Delivery Club — сервисы развивают параллельно, одновременно переводя их на единую технологическую платформу.

«Утконос»

Старейший онлайн-ритейлер страны «Утконос онлайн» стал частью «Ленты» в феврале, стоимость сделки составила 20 млрд руб. В «Ленте» рассчитывали усилить таким образом направление e-grocery: на базе «Утконоса» начали выстраивать быструю доставку и прочий фудтех ритейлера. В декабре «Утконос» после 22 лет самостоятельной работы перестал существовать как отдельное предприятие и окончательно стал частью «Ленты».

Fazer

В апреле финский холдинг Fazer, который владел на территории России компанией «Хлебный дом», ушёл из страны и продал активы булочно-кондитерскому холдингу «Коломенский». В сделку вошли четыре завода — три в Санкт-Петербурге и один в Москве, стоимость сделки, по оценке экспертов, могла достичь 4 млрд руб.

«Макдональдс»

Активы «Макдональдса» в России — несколько сотен ресторанов — в конце весны приобрёл кузбасский бизнесмен Александр Говор. К тому моменту владел франшизой всего 25 ресторанов, а основным бизнесом Говора был и остаётся нефтяной; своё состояние предприниматель сделал на приватизации угольных предприятий Кузбасса. В результате сделки вся российская сеть «Макдональдс» сменила название на «Вкусно — и точка», также поменяли названия традиционные блюда в меню.

Lamoda

Бизнесом Lamoda вплоть до 2022 года владела европейская Global Fashion Group. В апреле компания приостановила инвестиции в развитие бизнеса в России и начала искать покупателя на активы в РФ, Белоруссии и Казахстане. К октябрю стало известно, что покупателем станет владелец российского «Стокманна» Яков Панченко. Сделку закрыли в декабре: Lamoda сохранила бренд и коллектив, Панченко заявил, что не планирует объединять новый актив с существующими.

Импортозамещение

Уход потребительских брендов вызвал бум местного креатива: в магазинах появились многочисленные «Добрый кола», «Русский дар», Poetti и Viola вместо знакомых западных марок, «Макдональдс» превратился во «Вкусно — и точка», KFC — снова в «Ростик’с». Косметический бренд L’Occitane переименовался дважды: сначала в «Л’Окситан», а затем, под конец года, по требованию головной французской компании появился новый бренд — SoBeautiful. Сменили названия и совсем неожиданные бизнесы: так, российская версия журнала Esquire теперь называется «Правила жизни», а московский завод Renault планирует собирать обновлённые «Москвичи», подозрительно похожие на китайские кроссоверы JAC.

Во внутренней кухне российского ритейла всё обстоит грустнее: прекращение поставок ряда товаров и комплектующих и уход с рынка партнёров, посредников и подрядчиков привели к проблемам в самых неожиданных сферах. Например, в стране начались перебои с пищевой упаковкой, краской для неё (из-за чего в магазинах «побелели» некоторые напитки в тетрапаках), ингредиентами для пищевого производства — эмульгаторами, загустителями, красителями и другими добавками. Оказалось, что в России не производится куча самых банальных, но ключевых для многих сфер вещей — вплоть до писчей бумаги.

Покрывать выпадающие из-за санкций товары в правительстве взялись с помощью механизма параллельного импорта — «серого» ввоза всего, что нужно российской экономике. Для некоторых сегментов ритейла — например, БТиЭ — это стало возвратом к давно знакомым практикам, другие осваивают новые схемы, по сути, впервые. В начале осени в Минпромторге оценивали потенциальный объём ввезённых к концу года товаров по параллельному импорту в $16 млрд. Список разрешённого к такому ввозу содержит 96 категорий — как потребительских товаров, так и продукции для промышленного производства, добычи полезных ископаемых, работы транспорта, электроэнергетики и других отраслей. За без малого восемь месяцев работы схемы список несколько раз расширялся — например, перед Новым годом в него добавили крепкий алкоголь.

Одновременно с этим российский рынок начал разворот в сторону Азии. За последние полгода о намерении выйти в Россию сообщили крупные бренды и компании из Турции, Китая, ОАЭ, стран Юго-Восточной Азии. Одна только российско-китайская торговля в 2022-м побила все рекорды — за 10 месяцев оборот вырос на треть до $153,9 млрд. Торговля с Турцией тоже на пике — по итогам года поставки одной только турецкой одежды в России может составить рекордные $300 млн.

Перспективы

Делать прогнозы — пожалуй, самое странное занятие в конце 2022 года. Но самые худшие ожидания относительно российской торговли в этом году всё-таки не сбылись — впрочем, как и чересчур оптимистичные прогнозы оказались далеки от реальности.

Надеемся, в следующем декабре обзор событий русского ритейла за год окажется куда приятнее.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.