Международный интернет-аукцион eBay допустил на свою площадку российских продавцов. Они будут платить меньшую комиссию, чем их зарубежные коллеги, утверждает генеральный директор российского офиса eBay Владимир Долгов. В интервью корреспонденту РБК Дарье Луганской он также рассказал, чем eBay отличается от популярного в России китайского сервиса Aliexpress, как интернет-компании приходится сажать за стол переговоров почтовые службы разных стран и реально ли уже с 2015 года хранить все персональные данные о российских пользователях на локальных серверах.
Российская комиссия
– Как будет устроено сотрудничество с российскими продавцами?
– Как обычно: мы открываем площадку eBay, и продавцы смогут выставлять на ней свои товары с названием, описанием, фотографиями и пр. Кроме того, мы предоставляем возможность не только выставить товар, но и оплатить его. Для продавцов мы разработали четыре способа доставки. Во-первых, "Почтой России", которая покрывает большую часть территории страны. Во-вторых, будет курьерская доставка между регионами, в-третьих – курьерская доставка внутри регионов. В-четвертых, самовывоз, если у продавца есть возможность оказать такую услугу. Способ оплаты изначально будет один – через сервис Paypal, с которым давно работает eBay. Позже мы добавим другие сервисы.
– Какую комиссию будете брать с российских продавцов?
– Она будет отличаться от комиссии, которую мы взимаем с продавцов за рубежом, но до конца сентября точную цифру мы сохраним в тайне.
– Сколько вы уже зарабатываете в России?
– Формально ноль, потому что у нас нет местных продавцов. Но российский офис до конца сентября работает только на увеличение объемов заказов из-за рубежа. Комиссия с продавцов, у которых купили зарегистрированные в России клиенты, передается компании eBay Inc.
– Какое количество пользователей к сегодняшнему дню зарегистрировались на eBay из России?
– Мы не меряем аудиторию пользователями. У нас есть такое понятие, как активный покупатель. Это человек, который сделал хотя бы одну транзакцию за 365 дней. Эту цифру мы время от времени объявляем. В сентябре 2013 года в России был президент eBay Inc Джон Донахо: он сказал, что мы перешагнули планку в 1 млн активных покупателей в России.
– Вы говорили в одном из интервью, что ни Molotok.ru, ни "Яндекс.Маркет" не являются вашими конкурентами и вообще у eBay в России конкурентов нет. Не изменилась ли ситуация с "Яндексом" после того, как в июне 2014 года компания анонсировала, что "Яндекс.Маркет" откроется для прямых продаж интернет-магазинов? К тому же "Яндекс.Маркет" создает единую службу доставки. Станет ли этот сервис вашим конкурентом?
– До этого объявления "Яндекс.Маркет" был сервисом для сравнения цен. Пользователь сравнивал цены и искал лучшую, а транзакцию выполнял кто-то другой. Сейчас они дрейфуют в сторону нормального маркетплейса. Наверное, в будущем они будут нашими конкурентами, но не на 100%. Конкурента, который делает абсолютно то же самое, что и мы, в России нет. "Яндекс.Маркет", если все будет развиваться хорошо, начнет конкурировать с нами на внутреннем рынке. Но у нас все равно остается инструмент cross border – заказов из-за рубежа. Когда мы запустим работу с русскими продавцами, eBay будет работать в двух ипостасях – с продавцами из-за рубежа и с российскими продавцами.
Китайские заказы
– Заказы из Китая в Россию отправляет Aliexpress. Этот сервис вы своим конкурентом считаете? Чем принципиально отличается eBay от Aliexpress?
– Под стопроцентного конкурента он не попадет, но это очень серьезный игрок. Aliexpress поставляет товары китайских продавцов, а eBay – из Китая, Юго-Восточной Азии, США и Европы.
– Какая доля посылок через eBay приходит из Китая, а какая – из США?
– Есть два способа оценить это: в деньгах и штуках. Пропорции в деньгах я помню хорошо: 50% приходится на Штаты, 31% – на Китай и оставшиеся 19% – на Европу. Точные данные по количеству посылок не помню, но из Китая приходит больше, чем из Америки: просто потому, что средний чек меньше.
– У вас есть понимание, пересекается ли ваша аудитория с аудиторией Aliexpress?
– Думаю, пересекается. В России, по разным данным, есть около 30 млн людей, которые пробовали электронную коммерцию. Большая часть из них делали покупки у зарубежным продавцов и уже поняли, что это не больно и не страшно. Этот круг пользователей мигрирует по нескольким игрокам, будь то маркетплейсы или конкретные магазины. Это естественный процесс: ни одна площадка не способна удовлетворить потребности любого клиента на 100%. У одних есть товары только из конкретного региона. Но, например, книги составляют очень малую долю. Поэтому нельзя сказать, что на eBay можно купить все, что хочешь.
– Правильно ли я понимаю, что покупатели eBay – в основном жители Москвы и Петербурга, а на Aliexpress покупают часто жители регионов, и этим вы отличаетесь?
– Я не знаю, кто покупает на Aliexpress. Года три назад я бы сказал, что наши клиенты действительно живут в Москве и Петербурге. Но за последние годы произошла миграция: эти города теряют долю в числе наших заказов в пользу регионов. Сегодня на Москву и Петербург приходится 50%, а раньше – порядка 65%. Это естественно: в последние годы российский интернет прирастал за счет регионального трафика. Москва и Питер давно вышли на насыщение: все, кто хочет быть в интернете, уже в нем.
Договор с почтой США
– Как работает сервис ускоренной доставки посылок ePacket, который вы недавно запустили?
– Его запустили в начале сентября, и сейчас он только поднимается. Я недавно смотрел: у него хорошие цифры роста, только мы не раскрываем какие. Этот сервис ускоряет доставку в Россию из Китая, во-первых, за счет предварительной обработки заказов: происходит электронное декларирование. Когда груз выходит из Китая, китайская почта отправляет его в Россию на основе сведений из магазина и предоставляет таможне электронную декларацию. Этот документ готов уже в момент, когда груз покидает территорию Китая. Во-вторых, ускорение происходит за счет предварительной сортировки: товары приходят сначала в точки международного почтового обмена, которые есть у "Почты России". Их сегодня несколько в разных городах России. Идея проста – если груз идет в Новосибирск, его незачем сначала везти в Москву, а потом отправлять в Новосибирск, как это работало до запуска проекта. Сейчас все организовано проще: посылка отправляется в точку обмена, которая находится в Новосибирске, а из нее пересылается адресатам. Раньше такого количества сортировочных пунктов не было. Мы помогли взять модели самых успешных стран, где несколько хабов по сортировке посылок, и "Почта России" начала внедрять эту систему здесь.
– Насколько быстрее приходят товары?
– Мы тестировали эту систему в июле–августе: по этому каналу приходили от 100 до 1000 заказов в день. До Москвы они доходили в среднем за неделю, до Новосибирска – примерно за десять дней с момента отправки до момента получения. Для сравнения: обычным путем заказ может идти месяц или полтора. Еще одно удобство ePacket – траектория груза отслеживается на 100% по специальному номеру.
– Как вы это организовали и есть ли план сделать ускоренную доставку из США?
– У нас была технологическая платформа. Нам нужно было свести две почтовые организации разных стран, чтобы они между собой договорились. Впервые головной офис eBay наладил такую связь между Китаем и США. Три года назад в США была такая же проблема, как в России, – посылки из Китая доходили за месяц-полтора. В какой-то момент eBay посадил за один стол почту Китая и США, и они договорились. Это решение работает не везде: только в странах с большой территорией, где нужно разбить потоки доставки. Эту же модель переложили на каналы между Россией и Китаем. Сейчас мы попытаемся сделать то же самое между Россией и США. Причем "Почта России" в этом плане все сделала достаточно быстро и готова работать и в этой области тоже: осталось договориться с почтовой службой США. Стоимость доставки мы не устанавливаем, это вопрос к почтовым службам.
– Когда появится ускоренная доставка из США?
– Когда имеешь дело с государственной организацией, о сроках говорить нельзя. Про "Почту России" я по опыту могу сказать, что с ней договоримся быстро, а как работать с США – пока непонятно.
– Каким образом на вас скажутся возможные изменения в регулировании электронной торговли? Предложение установить планку €150 за посылку пока не реализовано, но все еще обсуждается.
– Эти обсуждения пока притихли. Планка остается прежняя – €1000 на человека. Сумму €150 предлагало Минэкономразвития, а Минпромторг настаивал на €500. Дискуссия пока идет. Как скажется снижение этой планки на нас? Особенно никак. Посылок, стоимость которых превышает этот порог, у нас единицы.
В этом предложении мне не совсем понятно, почему ограничивать предлагают именно стоимость посылок. Если вы приезжаете из-за границы, вы можете взять с собой без уплаты пошлины товары на сумму €10 000. А посылкой – только тысячу. Но за прошлый год гражданами России было получено, по данным, которые мне попадались, 28 млн посылок, а поездок россияне совершили 48 млн. Если мы предполагаем, что в страну идет поток левого товара, возникает вопрос – большая часть его идет через пересылку или ввоз? Почему регуляторный подход к этому разный, мы не понимаем.
Хранение данных
– Недавно был принят закон о хранении персональных данных в России. Как вы понимаете, касается ли он вас?
– Мы понимаем, что это нас касается, и несколько раз это обсуждали. Под понятие "персональные данные" попадает широкий круг информации.
– Сейчас обсуждается в Госдуме идея перенести срок его вступления в силу на январь 2015 года. Успеете подготовиться?
– Это классический случай, когда правила игры меняются во время футбольного матча. Неужели кто-то считает, что за три месяца можно провести все эти мероприятия? До 2016 года еще можно было, но не за три месяца.
– Что нужно сделать именно eBay в России, вы понимаете?
– Пока непонятно, сколько это может стоить. Я две недели назад был в Штатах, где мы обсуждали, что пора запускать это в работу: чертить схему, решать, что делать дальше. Но тогда мы еще думали, что это будет в 2016 году.