Растительное мясо продолжает набирать популярность в России, несмотря на изменения в экономике и смену потребительских привычек. Вместе с брендом «неМясо» рассказываем, что поменялось за полгода на рынке растительного мяса в России и чего ждать дальше.
Рынок альтернативного мяса в России продолжает расти, даже несмотря на сложную конъюнктуру рынка. По итогам 2021 года оборот рынка составил 4 млрд рублей, а спрос на растительную продукцию ежегодно увеличивается в среднем на 20%, утверждает исполнительный директор Союза производителей продукции на растительной основе (СППР) Валерия Родина. Производством растительных мяса, молока, сыра, рыбы по состоянию на весну 2022 года в России занимались около 40 предприятий.
Одним из драйверов рынка оказалось позиционирование производителями своей продукции как еды для максимально широкого круга потребителей — в противовес давним стереотипам о нишевости растительной пищи. По прогнозу Родиной, в ближайшие пять лет альтернативные продукты перестанут быть альтернативными и станут «унифицированной самостоятельной категорией товаров массового потребления».
При этом российский рынок традиционно был достаточно глубоко завязан на поставки иностранных ингредиентов. И одним из самых серьёзных вызовов, с которыми столкнулась отрасль в 2022 году, стала вынужденная переориентация производства на местных поставщиков. По оценке участников рынка, весной со многими ингредиентами сохранялись сложности — на перестройку товарных цепочек требовалось время. Но к концу лета основные проблемы удалось решить, и производители начали активно расширять ассортимент.
Так, бренд «неМясо» запустил производство растительных наггетсов — их уже можно купить в сети «Глобус», а с сентября они появятся во «ВкусВилле». Наггетсы расширили существующий ассортимент: кроме них, под брендом «неМясо» продаются котлеты, люля-кебаб, пельмени, фарши. Продукцию бренда можно приобрести в крупнейших сетях и сервисах доставки, в том числе в «Ашане», «Ленте», «Утконосе», «Вкустере», также скоро бренд появится на Ozon и в «Яндекс Лавке».
«Да, конечно, возникли некоторые сложности в условиях нарушения цепочек поставок в России и за рубежом. Так, например, мы ставили перед собой задачу перейти на полностью перерабатываемую упаковку в 2022 году, но все поставщики такой пленки находятся за границей и сейчас мы ищем альтернативы в России. Вместе с тем, рынок не стоит на месте и требует новых продуктов, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Совсем недавно мы запустили новый продукт в ответ на спрос потребителя – растительные наггетсы. Сейчас мы видим стабильный рост спроса на новинку у наших партнеров», — комментирует генеральный директор компании «Котлетарь» Кирилл Александров.
Один из ключевых факторов выбора для потребителя, особенно в нынешних условиях — цена. Растительные альтернативы всегда считались более дорогим продуктом, чем традиционное мясо, и это оказалось тонким моментом, когда россияне начали экономить. К тому же на фоне внешнеторговых колебаний альтернативное мясо в какой-то момент дополнительно подорожало.
«Цена всегда была камнем преткновения при выборе растительных альтернатив в свою продуктовую корзину. Мы стараемся поддерживать стоимость наших продуктов на текущем уровне и ищем для этого поставщиков внутри нашей страны на замену ушедших из РФ компаний. Этот процесс идет довольно успешно, на наш взгляд», — говорит Александров.
По оценке отраслевых экспертов, индустрия растительных альтернатив имеет большой потенциал, а торговые сети уже воспринимают растительные продукты как перспективную категорию товаров. С ростом конкуренции цена снижается, а растительные продукты становятся все более доступными, и на них увеличивается спрос.
«Мы наблюдаем стабильный спрос на альтернативные продукты среди наших потребителей и партнеров. Рынок РФ уже был сформирован за счет предложения внутри страны от местных поставщиков и сейчас позиции только укрепляются. Так же появился запрос от зарубежных партнеров – Белорусии, Казахстана, постепенно выходим на эти рынки. Поскольку западные компании не так активно сейчас хотят работать в наших странах мы видим в этом драйвер роста для нашего направления», — комментирует Кирилл Александров.
В конце 2021 года Ассоциация производителей альтернативных пищевых продуктов (АПАПП) прогнозировала по итогам 2022-го рост рынка на 20–25% до 15,5 млрд руб. К середине года прогнозы стали более умеренными — но перспективы роста спроса на растительные альтернативы всё ещё остаются очень серьёзными.
Контакты
Компания «Котлетарь» — проект «неМясо»
Почта: iwant@unmeat.ru
Сайт: www.unmeat.ru
Телефон: 8 (4942) 44-03-84, 8 (962) 184-06-66.
*материал опубликован на правах рекламы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.