Микромаркеты, они же “умные холодильники” — новый формат торговли готовой едой в офисах. От вендинга он отличается тем, что все блюда — очень свежие, загружаются на полки рано утром и в процессе покупки их можно трогать и рассматривать.
Briskly — стартап, который поставляет микромаркеты производителям еды, чтобы они могли организовать свою сеть дистрибуции. Среди партнёров компании есть и предприниматели, которые знают хорошие локации и готовы попробовать себя в этом сегменте.
По словам основателя, Глеба Харитонова, выручка одного микромаркета может составлять от 150 до 300 тыс. рублей в месяц, в зависимости от численности сотрудников офиса и продукции. Но офис — не единственное место, где может стоять микромаркет. Их можно найти в хостелах, университетах, ЖК и других проходных местах.
“Конечно, фабрике кухни или кафе выгоднее открыть свою сеть дистрибуции через умные холодильники. Именно так сейчас поступают DC Daily, Ginza Go, Greenbox и другие игроки. Они предлагают присоединиться к франшизе их бренда, стоимость которой начинается от 200 000 рублей.” — комментирует Глеб Харитонов.
Но что делать производителям еды, которые готовы создать свою сеть дистрибуции и даже продавать франшизу? Не брать же решения конкурентов. Логично — найти поставщиков технологии “умного холодильника” под ключ и запустить сеть под своим брендом.
Именно это предлагает Briskly — микромаркет под ключ обойдется в 99 000 рублей. Таким образом, за 1 млн. рублей можно организовать сеть из 10 полноценных торговых точек. Другие решения на рынке начинаются от 180 000 рублей и ограничены по вместимости и расположению товаров.
Итак, на какие вопросы необходимо ответить перед тем, как основать свою сеть?
1. Куда я поставлю микромаркеты?
В Москве сейчас около 2700 офисов, подходящих под наш формат. А также, 1500 жилых комплексов и 300-400 учебных заведений. Чтобы получать выручку от 150 000 рублей с одного холодильника, нужно установить его в помещение с численностью 80-120 постоянных посетителей ежедневно.
На сегодняшний день у вас 4 млн. потенциальных покупателей только в офисах Москвы. Но не менее интересен региональный рынок — города-миллионники в этом смысле голубой океан, где сейчас вы не найдёте конкурентов.
2. Какую еду я буду продавать?
Вкусные и свежие блюда — это 70% успеха. Хотя формат микромаркетов еще молодой, у людей образовались свои предпочтения. Приветствуются напитки, снеки и очень свежие блюда, творожные десерты. Первые недели следует внимательно отслеживать товары по популярности и собирать обратную связь от сотрудников. Очень важно вовремя убирать просроченную продукцию и периодически ротировать меню.
3. Как привлечь покупателей?
Briskly решает эту задачу с помощью приложения B-Pay, которым сегодня пользуется около 15 000 пользователей. Приложение показывает ближайшие в списке микромаркеты, позволяет их открывать, оплачивать товары картой или Apple Pay и общаться с техподдержкой.
То есть, ваш холодильник увидят десятки тысяч пользователей приложения с указанием его адреса. Всего приложение работает в 345 торговых точках — это не только умные холодильники, но и магазины, кафе и заправки. Оно стало популярным благодаря функции scan&go — покупатель сканирует товар и оплачивает его в смартфоне, без кассира и очередей.
4. Как обеспечить безопасность?
Владельца микромаркета справедливо волнует вопрос — почему мои товары не будут воровать? В случае с Briskly есть несколько факторов. Во-первых, в холодильник может попасть только пользователь, авторизованный в приложении B-Pay.
Все пользователи приложения идентифицированы и привязывают свою банковскую карту. Только после этого электронный замок может быть открыт. По желанию продавца приложение собирает данные вплоть до паспорта, а значит, особо злостных нарушителей можно преследовать по закону. Благодаря привязке карты оплату с недобросовестных покупателей можно списывать постфактум.
Но их не так много — на 5000 транзакций случается 2 случая воровства. По большей части это случайность, покупатели забывают и сами пишут в поддержку.
5. Как настроить платежи?
В приложение B-Pay уже встроен эквайринг и касса. Владелец микромаркета получает средства от продаж напрямую на свой расчетный счёт. Комиссия за использование сервиса включая тех. поддержку составляет 8%.
А что по железу?
За 99 000 рублей Briskly предлагает холодильник “Linnafrost”. Комплект автоматизации, который управляет подключением к платформе самообслуживания и приложению B-Pay, замком и камерами, уже встроен в холодильник. Туда же входит оклейка под ваш бренд и инструкция. Срок поставки партии таких микромаркетов — до двух недель.
Но если у вас уже есть свой холодильник, можно купить комплект автоматизации за 62 000 рублей и установить его самостоятельно, это работает для партии не менее 10 штук.
Добавить ассортимент в приложение и платформу просто — интеграция с системами учёта вроде 1с, iiko или Poster занимает 1 день. Вы всегда сможете загрузить товары через excel-файл или внести вручную в личном кабинете Briskly.
Какие альтернативы?
Другие решения на рынке начинаются от 180 000 рублей, и в них зачастую используются RFID-метки, которые вынуждают соблюдать планограмму товаров и ограничивают вместимость до 60% от общей площади холодильника. На рынке есть умные холодильники с машинным зрением — его легко обмануть, заменив дорогой товар на более дешевый, или любым другим предметом.
Также, такими микромаркетами может пользоваться только один покупатель в момент, что создаёт очереди и другие неудобства. А в случае с решением Briskly количество покупателей не ограничено.
Технологию Briskly сейчас использует 5 брендов. Например, сеть кафе GreenBox поставили уже около 50 холодильников в офисы Санкт-Петербурга. В Москве стартап работает с сетью “Гурманов”, “Фабрикой Кухни №1” и еще несколькими производителями еды. Микромаркет — новый формат, который сейчас показывает очень высокие темпы роста, при этом, рынок не станет достаточно насыщенным еще в ближайшие пару лет.
*материал опубликован на правах рекламы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.