Интервью с Надеждой Кучер, коммерческим директором  Spar Retail, спикером саммита Retail Commerce

 -Каковы планы развития  собственной торговой марки у сети SPAR  в ближайшее время?

— SPAR  очень внимательно относится к продуктам СТМ: по части продуктов произойдет ребрендинг, по остальным –разрабатывается новый  план выпуска на следующий год.  СТМ планируем развивать в 3х сегментах – низкий, средний и премиальный. Безусловно,  для этого будем использовать все ресурсы наших партнеров в Европе.

-Связан ли большой объем импорта  с вступлением  России в ВТО?

-Нет, абсолютно не связан. Связан с тем, что в России мало кто может произвести качественную собственную торговую марку, а те, кто могут – не хочет.

На российском рынке – дефицит производства  качественных продуктов , соответствующих мировым стандартам. Современных производств –единицы. В основном производят простые продукты и не инвестируют в развитие производства , что и является основной проблемой на сегодняшний день. В связи с этим – импорт неизбежен. Я не имею ввиду «монопродукты», такие   как мука , сахар или крупы –мы можем произвести сами, а с остальным –возникают большие проблемы.

Если вспомнить производителей 3-5 лет назад– все они относились к производству СТМ с пренебрежением! Те, кто соглашались – хитрили: предоставляли  нормальные  образцы,  а по факту использовали более дешевое  сырье. В результате, сеть получала  плохой товар СТМ, но по «хорошей» цене. 

Проблема также заключается и в другом – очень многие продукты просто невозможно произвести в России. А  те заводы, которые есть, производить  СТМ не будут:  Danon — не будет, Nestle, Mars  так же. Сейчас появляются небольшие производственные площадки, но они все хотят выходить на рынок со своими брендами и  только потом начинают смотреть в сторону СТМ.

-Кто, как правило, является инициатором производства СТМ?

— Сейчас производство СТМ инициируют преимущественно сети.  Производители, которые не могут попасть в сеть с брендами , соглашаются производить  СТМ, поскольку им необходимо свои объемы реализовывать. Традиционная розница абсолютно нестабильна.

В  Европе –все просто. Если сели за стол  и договорились делать продукт соответствующего качества, показывать себестоимость продукции:  от ингредиентов до затрат и тд,  — то совместно  и разрабатываем этот продукт. Если цена сырьевая  на рынке меняется, значит и для нас она меняется (очень много биржевых товаров на рынке). И они с этим живут, потому что все друг другу нужны. У нас же  происходит все иначе – каждый пытается играть в «свою игру» втихую. В результате получаем то, что получаем. Производитель делает вид, что производит то, о чем договаривались, сеть делает вид, что ей это нравится.  Сеть боится инвестировать, потому что не факт, что производитель изготовит продукт заявленного качества,  и не факт, что он будет снижать цену в соответствие с рынком и биржей.

Приведу пример. Бывают случаи, когда сеть делает свою рецептуру и подбирает ингредиенты, кстати, это, как ни странно очень редкие случаи. Как правило, сеть говорит: привезите мне образцы – мы хотим аналог определенного продукта. Производитель в свою очередь берет определенные  ингредиенты для того, чтобы это произвести. Он может взять дешевый ингредиент, может дорогой.  На образцах привезет одно,  но где гарантия, что он дальше сделает из этого? Как это проконтролировать? Если ты сделаешь анализ – да, это пить можно, не отравишься. Но как проконтролировать рецептуру? Большой вопрос.

-Существуют же процедуры контроля качества?

-Выезжают аудиторы на завод. Посмотрели и дали нам заключение, что производитель данный продукт изготавливать может, оборудование позволяет.  Но готовность только на 80%, даже не на 90%! Причем, специалисты отмечают, что для России 80%  — хороший результат! И потом, «могут» еще не значит «будут»!

Пригласите на саммит аудиторов, пусть они подробнее  об этом расскажут.  Вкладывают только те, кто дорожит собственными брендами и собственным именем – у них своё качество и своя экономика.

-Да, у нас будет сессия по качеству: «Система контроля качества. Отраслевые правила и лучшая бизнес-практика».  В  дискуссии примут участие производители, сети, а также аудиторы производств. Если вы обнаружили несоответствия качества? Как быть?

-Выставляем претензию. В Европе, если ты  подтверждаешь рецептуру – она будет такой. Они репутацию свою берегут.  У нас такого нет.

Кстати, у крупных сетей – другая проблема, им нужно произвести безумный объем продукции. Производство не справляется с  их объемами,  поэтому они вынуждены по одному продукту делать 5 производственных площадок. И по факту происходят «скачки» качества, как бы они этого не хотели избежать.

Безусловно, есть  хорошие производители в некоторых категориях , но их мало. Вопрос – кто может произвести Actimel  под СТМ в России?

-Danon, например?

-Он не производит СТМ!

— «Вимм-Биль-Данн»!

-Да,  он производит свой бренд —  Иммунеле. В России сеть произвести Actimel не может. В Беларуси, во Франции, в Польше – да, а в России – нет. На сколько нам известно – просто нет оборудования.

Может производители задумаются о том, почему сети начинают больше возить из-за границы?  А то так и будем  еще лет 20 только сушки производить. 

-Вы сказали  доля СТМ  — 2%, это у нас в России?

-Да, в ЮАР, в Австрии очень высокий процент. Там совершенно другой уровень.

-Означает ли импорт  автоматически высокую цену на продукцию?

-Нет, у нас в сети это средний сегмент, средний +, ну и высокий. А кстати,  что можно производить в России премиум –сегмента? Вы можете вспомнить хотя бы  один продукт? Как потребитель? Кроме конфет Конфаэль. Но они СТМ делать вряд ли будут.

-Тевье Молочник…

-Ок, а из сухих товаров? Макароны, соусы? Нет? Импорт все! Поэтому сети развивают категории с помощью импорта.

-Делятся ли СТМ по территориальному принципу?

-Есть СТМ, которые мы возим – их курирует и выпускает  голландский офис. К примеру —  транснациональный бренд  «Taste the world».  Существуют  также и  локальные СТМ отдельно  в каждой стране.

-На сколько процентов  Вы планируете увеличить долю СТМ?

-Чем больше, тем лучше. Но мы не за цифры боремся. Нам клиенту продукт хороший надо предложить, а не план по выпуску выполнить. Думаю, самый быстрый путь, в нашем случае,  будет через импорт.

— Нужно ли рекламировать СТМ?

-Нужно. Проблема  в том, что  за последние годы доверие к СТМ резко упало. В умах потребителей — стойкое убеждение , что первая цена –  это все самое плохое.  Пример, чай – «Не переплачивай» — 9,90 р. , шоколад – «Не переплачивай». Все мы учимся на своих ошибках. Ритейл в России  еще очень молодой.

-Потребителю часто сложно определить, что перед ним СТМ , если это продукция импортного производства…  

—  СТМ нашей сети они определяют сразу.  Почему? Потому что хороший дизайн и  упаковка, а самое главное —  интересный продукт. В Европе на простые продукты стараются дать лучшую цену за счет «экономики» в процессе доставки от производителя к потребителю, а не за счет экономии в дизайне или в сырье.  Они создают  и новые продукты, которые реально отличаются от товаров повседневного спроса.  А у некоторых других сетей, определить сложно, потому что качество товаров такое, что сети не хочется отождествлять себя с этими товарами.  Только одно название – СТМ. Чаще идет «копирование» того, что уже есть, только с другой этикеткой и далеко не того же качества. Проще говоря – плохие копии.

-Т.е. у SPAR  есть преимущества?

-У всех международных сетей они есть , поскольку обладают  другими возможностями. Допустим, производит Metro в Европе СТМ – везет в Россию, то же самое Ашан и SPAR.  Причина одна – подобной продукции в России пока нет.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar