Интервью. Учредитель и гендиректор виноторговой компании Simple Максим Каширин считает, что власти не понимают роль бизнеса в период кризиса, и опасается атак фискалов и спецслужб.

 

Максим Сергеевич, как вы оцениваете итоги 2008 года? Каким он был для алкогольной отрасли в целом и для элитного сектора в частности?

– Прошедший год я оцениваю в целом положительно. Бизнес нашей компании вырос примерно на 25%. И это несмотря на то, что самый «хлебный» сезон – октябрь, ноябрь и декабрь – из-за кризиса показал результаты гораздо ниже, чем планировалось. В частности, если до осени продажи в сети Grand Cru росли на 30% ежемесячно, то в IV квартале рост снизился до 10% в месяц, а средний чек сократился с 6 тыс. до 4 тыс. рублей. Что касается всей алкогольной отрасли, то я считаю, что 2008 год завершен неплохо, не было никакого драматического падения.

Что изменилось в фондировании импортеров? Насколько подорожали финансовые ресурсы, и как это повлияло на ваш бизнес?

– Фондирование импортеров, как и любого оте­че­ст­вен­но­го бизнеса, естественно, ухудшилось. В выгодном положении остались компании – крупные операторы рынка, являющиеся солидными заемщиками и важными клиентами. Безоговорочную поддержку получают также проекты, стратегически важные для того или иного банка.

Небольшим компаниям сейчас тяжело. Они целиком и полностью зависят от обслуживающих банков: если в кредитном учреждении проблемы, то малому бизнесу негде перекредитоваться, если же дела идут хорошо, то у клиентов тоже все более-менее в порядке. Многое также зависит от финансовой политики компаний – очень большое количество фирм работало на грани рентабельности, надеясь на будущие результаты. И когда произошел обвал, у таких предприятий просто не нашлось средств, чтобы выжить.
В целом финансовые ресурсы подорожали, но на бизнес Simple это повлияло мало: стоимость денег выросла примерно на 3%. У нас в связи с этим немного уменьшилась доходность, но это не критично.

Как компания готовилась к кризису? Существуют ли у вас антикризисный план и стратегия развития на среднесрочную перспективу?

– Мы не готовились к кризису заранее. Наш бизнес – не системообразующий, который первым чувст­ву­ет проблемы и должен загодя на них реагировать. Хотя антикризисный план, безусловно, существует. Он интегрирован в стратегию развития компании, включающую краткосрочный – на 2009 год, среднесрочный – на 2010–2011 годы и долгосрочный – до 2020 года – периоды. С моей точки зрения, понимание удаленной перспективы помогает более тщательно планировать шаги.

В компании проводится оптимизация. Многие конкуренты за счет снижения объемов продаж теряют партнеров. Как следствие, у Simple появилась дополнительная возможность пополнять свой портфель новыми интересными марками. Мы также улучшаем кадровый состав: за счет выброса на рынок труда большого количества квалифицированных специалистов формируем сильное маркетинговое подразделение.

Виноторговля связана с человеческими удо­воль­ст­ви­я­ми. Наш продукт, разумеется, не является товаром первой необходимости, но относится к фундаментальным составляющим образа жизни, который люди, особенно состоятельные, меняют с большой неохотой. Даже в период кризиса. Этот фактор дает нам дополнительную уверенность в стабильности.

Весьма важную роль играет профессионализм сотрудников и опыт руководителей компании, за плечами которых уже не один кризис. Мы хорошо зна­ем, что делать в стрессовой ситуации и как работать на нестабильных рынках. Например, для того чтобы не распугать клиентов, мы не меняли рублевые цены до 15 февраля 2009 года, а потом подняли их всего на 10%. В результате потребительская аудитория компании осталась на докризисном уровне. Наша сеть винотек Grand Cru в конце декабря 2008 года снизила цены в среднем на 15% и лишь теперь начинает их плавно поднимать – приблизительно на 5% в месяц.

Какие возможности открыл перед вами кризис?

– У нас появилась хорошая возможность увеличить свою долю на рынке и расширить ассортимент. Кроме того, мы собираемся усилить влияние Simple и сети Grand Cru, которая даже в условиях кризиса увеличивает оборот. Магазины успели занять хорошее положение на розничном рынке: стабильно работают, имеют нашу поддержку как импортера, а также хорошую клиентскую базу и успешную маркетинговую модель. Я вижу в кризисе массу возможностей. Есть такое выражение: «Нет проблем, есть скрытые решения». Так вот, очень многие люди видят сегодня только проблемы, мы же стараемся найти скрытые решения.

Какие объективные и субъективные риски при­сут­ству­ют на рынке?

– Первая потенциальная опасность – серьезное ухудшение экономической ситуации в целом. Если будет еще одна мощная девальвация, если произойдет обвал мировых индексов, план Барака Обамы не сработает и мировая экономика резко пойдет вниз, – это будет очень сильный удар.

Другой риск заключается в непонимании го­су­дар­ст­вен­ны­ми властями роли бизнеса в кризисный период. Если начнется глобальный кошмар сбора налогов, когда отсутствие денег в бюджете повлечет за собой террористическую атаку фискалов и других спецслужб, – это будет ужас, который не выдержит ни одна компания.

Имеются также кадры, которые могут не справиться с трудностями. Но кризис предоставил нам возможность найма очень профессиональных людей, которые увольняются из компаний-конкурентов или приходят из других бизнесов.

Кроме того, есть опасение, что потребители начнут значительно меньше покупать, – это для нас тоже опасно. Но мы оптимисты!

У нас создана мощная команда экспертов. Sales-машину может построить любой: дистрибьюторский бизнес одинаков, что бы вы ни продавали. Поэтому самое главное – экспертиза. Мы много инвестируем в знания – как свои, так и потребителей: у нас есть школа сомелье «Энотрия», журнал Simple Wine News и агентство винных путешествий Simple Travel.

Следует ли государству оказывать помощь ритейлу? Как господдержка отражается на сегменте оптовой и розничной торговли алкоголем?

– На нас господдержка никак не отражается. Сегодня, к сожалению, ритейл по-преж­не­му продолжает зарабатывать не на продаже товаров клиенту, а на поставщиках: сопоставимый с реализацией доход приносят различные ретро-бонусы. Государству следует правильно отрегулировать работу сетей, чтобы выплаты магазинам со стороны поставщиков не превышали определенных норм. Сегодня ситуация очень часто выглядит таким образом: ритейлеры получают в качестве ретро-бонусов 25–30% оптовой стои­мо­сти товара и столько же наценивают сверху. То есть в итоге имеют половину выручки. Такая политика не позволяет поставщику снизить цену. А это очень неправильно.

Наша сеть винотек Grand Cru работает совсем иначе и предлагает самые интересные в Москве цены. По­тре­би­те­ли это замечают – у них есть возможность приобретать вина за разумные деньги. К тому же мы постоянно проводим дегустации, краткие винные курсы для любителей, организуем туры на винодельни. При этом нам не нужна помощь от государства, просто мы хотим, чтобы нам элементарно не мешали.

Как, по-вашему, будет развиваться российский алкогольный рынок в 2009 году и в среднесрочной перспективе?

– Скорее всего, легальный рынок водки будет стагнировать. Продажи нелегальной водки пойдут в рост. Пиво также ожидает увеличение продаж, но небольшое. На рынках вина и крепкого премиального алкоголя будет спад. То есть в 2009 году в отрасли произойдет серьезное сокращение объемов. Что касается 2010–2011 годов, то, мне кажется, будет хорошо, если рынок за два года достигнет показателей 2007-го.

В винном ритейле в 2009 году также произойдет спад. Но уже в 2010–2011 годах этот сегмент может очень сильно прибавить. Уверен, что кризис покажет преимущество этого сектора перед супермаркетами, которые снижают количество вин на полках, уменьшают линейки и отдают предпочтение все более дешевым продуктам.

При этом Simple в 2009 году планирует вырасти на 20%. На 2010–2011 годы у нас также поставлена задача роста.

 

Справка. Максим Каширин родился в 1967 году в Москве. Образование: В 1989 году с отличием окончил Московский государственный авиационный технологический университет им. К.Э. Циолковского. Виноторговая компания Simple учреждена в 1994 году Максимом Кашириным и Анатолием Корнеевым. В 2001 году соз­дана школа сомелье «Энотрия», в 2003 году открыта первая винотека Grand Cru. В 2004-м состоялся первый фестиваль Simple Open. В 2008‑м начала работать компания по винному туризму Simple Travel.

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments