Бизнес любого масштаба подразумевает большое количество работы, а когда им занимается один человек или небольшая команда, то сложно выйти на большой товарооборот. Так появились маркетплейсы, берущие на себя часть забот по обслуживанию бизнеса торговца. Рассмотрим, с чем можно столкнуться в начале работы на торговой площадке.
Затраты на логистику
Рассмотрим основные схемы по работе с маркетплейсами. Их названия могут меняться в зависимости от площадки:
- FBO (Fulfilment by operator) — схема, при которой торговец оперативно доставляет товары на склад маркетплейса, который делает все остальное: обрабатывает заказы, хранит товары на своих складах и занимается их доставкой к покупателю. Это схема наиболее простая и выгодная для начинающих продавцов, но и наиболее затратная по комиссии торговой площадки.
- FBS (Fulfilment by seller) — схема, при которой продавец имеет собственный склад для хранения товара и его упаковки. А торговая площадка занимается продажей и доставкой товара до потребителя. При этой схеме у торговца больше работы, но меньше комиссия маркетплейсу. Это схема выгодна при наличии собственного склада и торговле дорогими товарами, требующими специальных условия хранения и которые надежнее упаковать самому.
- DBS (Delivery by seller) — схема, при которой хранением, упаковкой и доставкой занимается сам продавец. А маркетплейс занимается лишь продажами у себя на площадке. Это схема выгодна при торговле скоропортящимися продуктами, цветами или другими товарами, например, запрещенными для хранения на складе маркетплейса.
Если продавец берет на себя склад и доставку товара конечному потребителю, то нужно заложить в бюджет расходы на аренду склада, упаковочные материалы, работу упаковщика, если отправкой будет заниматься наемный сотрудник. Также стоит учитывать расположение склада и часы пик на дороге к нему, чтобы можно было быстро доехать, а не стоять в пробке.
Оформление товаров
Существуют определенные правила, которых нужно придерживаться. Рекомендуется проверить, насколько ваш товар уникален и оформить права на его распространение. Чтобы не было нарушений прав интеллектуальной собственности и обвинений в его контрафактности. Иначе ваш аккаунт на маркетплейсе могут забанить навсегда.
Ваш товар должен приходить в страну легально, а не параллельным импортом. Также в случае неисправности вследствие заводского брака, на ваш товар должна быть бесплатная гарантия для замены или ремонта.
Маркировка товаров
Многие товары на маркетплейсах подлежат обязательной маркировке, позволяющей бороться с контрафактной продукцией. Например, отсканировав специальную метку приложением в смартфоне, покупатель увидит страну производства товара, его производителя, химический состав и другие параметры.
Маркировка товаров стартовала в 2019 году в экспериментальном режиме, но уже стала обязательной для многих категорий, а в будущем она станет повсеместной.
В России маркировка начинается с завода производителя или склада импортера. Затем каждое юрлицо, участвующее в цепочке продаж, делает отметку о поступлении товара и его дальнейшем маршруте.
Маркировке не подлежат выставочные образцы, тестеры и пробники, поскольку они не предназначены для продажи конечному потребителю.
Маркировка товаров происходит в системе «Честный знак». Она платная: 50 копеек (не учитывая НДС) за каждую единицу товара. Бесплатна маркировка для некоторых лекарственных препаратов и товаров, для которых она еще не введена. Обычно маркировка представляет собой нанесение на этикету товара Data Matrix кода.
Важные условия:
- Код должен наноситься на несъемную часть упаковки, для невозможности его замены до покупки товара.
- Расположение кода должно быть удобным для сканирования в любой момент времени.
- Если после упаковки товара код невиден, то это считается за отсутствием маркировки и грозит штрафом.
- В случае повреждения кода товара нужно получить новый в системе «Честный знак».
Затраты на рекламу
Рекламные инструменты представлены на всех маркетплейсах и чем выше конкуренция на ваш товар, тем дороже выйдет его место в топе выдачи. Расходы на рекламу считаются добровольными и за их эффективность не дается никаких гарантий. При платном продвижении необходимо тестировать окупаемость, поскольку спрос сильно варьируется на разные категории товаров.
Маркетплейс может сам рекламировать ваши товары, особенно если их продажа ему выгодна. Например, неплохой рекламой становятся высокий рейтинг продавца и конкретных товаров, небольшой процент их возврата и высокая выкупаемость. Также хорошо продаются товары из разделов «Акции», «Популярные товары», «Специальные предложения» и «Выгодно для вас».
От продавца требуется грамотное описание своих товаров, качественные фотографии, показывающие его достоинства. Если товар будет низкого качества, то бесплатной рекламы от маркетплейса точно не будет, ввиду ущерба репутации самой торговой площадке.
Учет при продаже на маркетплейсе
Вначале рекомендуется тщательно изучить все имеющиеся на торговой площадке документы. Нужно учесть комиссию, которая будет зависеть от маркетплейса и составлять от 5 до 20% от суммы конечных продаж.
Продажи на маркетплейсах жестко регламентируются правилами самих торговых площадок. Поэтому нужно выработать оптимальную стратегию на основе видео и статей из открытых источников, обучающих материалов самих торговых площадок.
Одной из сложностей являются скидки самих маркетплейсов и высокие комиссии, не позволяющие продавцам сильно снижать цену.
Другой сложностью станет торговля сразу на нескольких маркетплейсах, поскольку данные придется вручную переносить из личных кабинетов в вашу бухгалтерскую программу. Компания Scloud предлагает услугу «Обмен 1С и маркетплейсов» и аренду модуля «Управление маркетплейсами на 1С». Они позволят автоматизировать перенос данных и их обработку, сократив время рутиной работы с нескольких часов до нескольких минут.
Для продавцов на маркетплейсах разработаны различные решения 1С, которое он выбирает исходя из потребностей своего бизнеса, схемы торговли и номенклатуры товаров. Что будет оптимальным именно для вашего бизнеса уточните у наших консультантов.
Реклама. ООО «СервисКлауд», ИНН 7104516184.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.