В ближайшие два года онлайн-ритейлер "Юлмарт" инвестирует около 6 млрд руб. в усиление логистики и развитие новых форматов — пригородных и региональных центров исполнения заказов. Об этом Retailer.RU рассказал генеральный директор компании Сергей Федоринов.
Сейчас у компании трехуровневая логистика: это распределительные центры (по одному в Санкт-Петербурге и в Москве площадью 20 тыс. кв. м каждый), магазины-склады (29 объектов площадью по 2−4 тыс. кв. м), пункты выдачи заказов (270 объектов площадью по 50−100 кв. м) и курьерская доставка на дом.
Стратегия развития на 2015−2017 гг. предполагает создание логистических объектов четвертого уровня, площадью 100 тыс. кв. м, а также введение новой классификации форматов, в зависимости от их площади, ассортимента и локации.
Так, магазины-склады теперь квалифицируются как городские центры исполнения заказов (Urban Fulfilment Center, UFC). Как и раньше, такие объекты будут располагаться исключительно в городской черте и выдавать товары покупателям, а также выполнять роль РЦ для пунктов выдачи и курьерской доставки. Ассортимент UFC составит 15−18 тыс. SKU.
Объекты, работающие сегодня как распределительные центры, согласно новой классификации, станут пригородными центрами исполнения заказов (Suburban Fulfilment Center, SFC). Такие центры будут располагаться на окраинах больших городов. Помимо функции "питания" городских центров и пунктов выдачи в небольших населенных пунктах, SFC также будут обслуживать клиентов. "Здесь для немедленной выдачи будет доступен более широкий ассортимент, нежели в UFC — порядка 100 тыс. SKU", — отмечает Сергей Федоринов.
В дополнение к двум действующим объектам в начале 2014 г. ритейлер уже начал строительство нового SFC на Пулковском шоссе в Санкт-Петербурге (срок ввода в эксплуатацию — первый квартал 2015 г.), до конца года состоится закладка еще двух объектов. До конца 2016 г. планируется запустить 6−7 SFC в Москве. Инвестиции в один объект составляют 1,8−2 млрд руб.
Новым форматом для "Юлмарта" станет региональный центр исполнения заказов (Regional Fulfilment Center, RFC) площадью 100 тыс. кв. м. В ближайшие три года ритейлер планирует запуск одного такого объекта в Северо-Западном федеральном округе. Он будет работать как распределительный центр для снабжения пригородных центров и обслуживать оптовых покупателей.
Ассортиментная асимметрия
Новая модель логистики позволит ритейлеру реализовать стратегию роста и диверсификации ассортимента. "Мы уходим от позиционирования себя как кибермаркета электроники и активно увеличиваем ассортимент детских товаров, товаров для дома и сада, автозапчастей и т.д.", — отметил Сергей Федоринов. По итогам 2014 г. ассортимент "Юлмарта" вырастет более чем в 1,5 раза — с 55 до 85 тыс. SKU. Доля новых категорий в товарной матрице увеличится с 5 до 30%.
В перспективе трех-пяти лет ассортимент вырастет до 500 тыс. SKU — именно столько сможет обрабатывать региональный центр исполнения заказов. Пригородный центр исполнения заказов сможет вместить около 100 тыс. SKU, городской — 15−20 тыс. "Мы продолжим использовать модель вертикальной асимметрии — то есть в UFC будут храниться только самые востребованные модели, в SFC — в том числе модели со средним показателем оборачиваемости, и, наконец, в RFC — полный ассортимент, в том числе низкооборачиваемые ассортиментные позиции", — пояснил Сергей Федоринов.
По мере диверсификации ассортимента помимо вертикальной асимметрии ритейлер намерен внедрять асимметрию и горизонтальную. Планируется, что пригородные центры исполнения заказов получат специализацию: к примеру, в одном будет представлен расширенный ассортимент бытовой техники, тогда как прочие категории будут представлены только самыми ходовыми позициями; второй будет специализироваться на товарах для дома и детских товарах; третий — на стройматериалах и автозапчастях и т.д.
По словам Сергея Федоринова, такой подход вкупе с масштабированием логистики позволит не допустить снижения эффективности управления ассортиментом в результате расширения товарной матрицы и сохранить средний показатель оборачиваемости на уровне 40 дней.
Прогнозы в силе
По итогам 2014 г. "Юлмарт" планирует увеличить выручку на 60%, до 53,7 млрд руб. (без НДС). Рост будет обеспечен расширением ассортимента, а также запуском новых городских центров исполнения заказов (10−15 объектов) и сети пунктов выдачи (около 100 объектов). В приоритете — развитие в Москве в и городах Центрального и Южного федеральных округов. Выход в новые регионы пока не планируется.
Справка
Компания "Юлмарт" основана в 2008 г. Работает в гибридном формате, сочетающем подход офлайнового и онлайнового магазинов. На конец мая 2014 г. управляет 29 городскими центрами исполнения заказа и 270 точками выдачи товаров. Выручка по итогам 2013 г. составила 33,6 млрд руб. (без НДС).
Формат |
Площадь, тыс. кв. м |
Ассортимент, тыс. SKU |
Локация |
Количество |
Региональный центр исполнения заказов (Regional Fulfilment Center, RFC) |
100 |
500 |
За пределами города |
0 (в проекте — один к 2017 г.) |
Пригородный центр исполнения заказов (Suburban Fulfilment Center, SFC) |
20 |
100 |
Окраина города |
2 (в проекте — 10 к 2017 г.) |
Городской центр исполнения заказов (Urban Fulfilment Center, UFC) |
2−4 |
15−18 |
Город |
29 |
Пункт выдачи заказов (Pick up Point) |
50−10м |
− |
Микрорайон |
270 |
Источник: данные компании.