В конце июля новым владельцем российского бизнеса OBI стал Йозеф Лиокумович. 27 гипермаркетов OBI в России и примерно 4900 сотрудников отошли за 600 рублей. Forbes публикует большое интервью с Лиокумовичем – мы выбрали главные тезисы из беседы.
Кто такой
Я начал приезжать в Россию в начале 1990-х. Тогда я хорошо понимал бизнес на Западе, хорошо в нем ориентировался. Сейчас это и относительно России могу сказать. Если коротко, я был мостом между мирами. Никогда не был медийным человеком, только для вас исключение сделал. (…) Если кратко: я бизнесмен и инвестор.
Интерес к OBI
Я помогал компании, когда она только заходила в Россию. До 2015 года российская сеть была суперуспешной, а затем начала приносить только убытки. Мне было обидно смотреть на это. Я знал причины этого и понимал, как вернуть прибыль. До пандемии, в 2019 году, я вел переговоры о приобретении этого бизнеса, был уверен, что в течение года могу восстановить его прибыльность. Во время пандемии интерес к российскому OBI у меня не снижался.
Российский бизнес OBI продали за 600 рублей
До пандемии речь шла о €100 млн. Нельзя сказать, что этот бизнес ушел за бесценок. Сейчас появились обстоятельства, которые многое изменили. В этот бизнес надо много вкладывать, наводить порядок. Это экономически здоровая, замечательная компания, но ее надо поставить на ноги.
О долгах компании
Более €30 млн была задолженность перед материнской компанией, но мы ее урегулировали. Есть еще иски по долгам от российских компаний, которые подавались до моего прихода, с ними мы разбираемся. Многие договоры, которые привели к искам, были заключены против интересов нашей компании. Например, стоимость аренды у нас превышает рыночную на 28%, товары закупались дороже, чем они продаются в рознице.
О конфликтах внутри компании весной
Среди российских топ-менеджеров были те, кто уже видел себя владельцами компании, некоторые уже заняли кабинеты генеральных директоров. В апреле мы привлекли к управлению OBI в России основателя «Аудит груп» и юридического агентства «Сезар консалтинг» Бориса Любошица. Мы стабилизировали компанию, в которой часть менеджмента хотела ее забрать на себя, а другая часть говорила, что это не по закону. В компании происходили страшные скандалы и споры между ними.
По договору с немецкой OBI GmbH вам принадлежит 60% ее российского бизнеса. У кого остальное
Российскому партнеру, он непубличный человек. Могу лишь сказать, что это честный партнер, с которым мне хочется идти дальше.
Новый менеджмент OBI
В операционную деятельность я вмешиваться не собираюсь, буду лишь, если потребуется, помогать Леониду Довладбегяну, который в июле присоединился к OBI. В компанию приходит опытная команда менеджеров, которые уже добивалась заметных результатов в российском ритейле. Уверен, они все в OBI сделают в кратчайшие сроки и на высочайшем уровне.
Как и когда сеть начнет жить под новым названием
В сентябре сделаем ребрендинг сети. От смены высок сеть, думаю, что вообще ничего не потеряет. Остается преемственность, мы сохраним качество и все то положительное, что есть в OBI. Но и свою нотку внесем. Есть еще такие, казалось бы, мелочи, как фоновая музыка в магазинах. Сейчас она иностранная. Я считаю, что в российских магазинах должна играть российская музыка.
Планы
Вообще OBI — это уникальный игрок на рынке России, и мы нацелены придать компании новый импульс: сделать ее более технологичной, более клиентоориентированность, развить digital-направления. У нас все для этого есть, а главное, есть понимание, что нужно делать и как. Мы планируем экспансию — открытие новых экономически здоровых магазинов. Будем стремиться предоставлять клиентам полный спектр товаров и сервиса, перемещаться все больше и больше в онлайн, есть еще несколько инновационных идей.
Сотрудники
Сейчас мы активно вовлекаемся в рабочие процессы. Кадры будем менять, будем увольнять, но связано это будет исключительно с профессиональной деятельностью. А коллектив, который насчитывает 4900 человек, мы успокоим — не только сохраним весь соцпакет, но и сделаем его лучшим на рынке.
Читать интервью в Forbes целиком
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.