Последние несколько лет Екатеринбург лидирует среди российских городов-миллионников по росту торговых площадей – сейчас в столице Урала 35 торговых центров и 43 торговых комплекса (они различаются по площади: ТК – меньше 5 000 квадратных метров, а ТЦ – больше). В ближайшее время в центре откроется новый ТЦ "Пассаж" (он уже практически достроен), а чуть позже и пятая очередь "Гринвича".
Мы достроились до того, что жители соседних областей организуют специальные автобусные шопинг-туры по магазинам Екатеринбурга. Этот факт, конечно, говорит о развитии территории и её привлекательности для инвесторов, однако, с другой стороны, заставляет задуматься – рост этот не бесконечный и когда-то должен остановиться.
E1.RU встретился с заместителем главы администрации Екатеринбурга по вопросам потребительского рынка и услугам Владимиром Боликовым, чтобы узнать, сколько ещё в городе появится торговых центров в ближайшие годы, какие продуктовые федеральные сети зайдут на рынок столицы Урала, почему нам больше не нужны новые отели, поглотит ли "Пассаж" всю торговлю в центре, как легализовать кофейни на колёсах и создать настоящие ярмарки для местных фермеров.
Разговор начали с обсуждения торговых центров: в последнее время их площади в городе растут год за годом, и Владимир Боликов объясняет это, с одной стороны, бурным развитием коммерческой недвижимости в 90-е годы, а с другой – довольно высоким уровнем дохода екатеринбуржцев. Но очевидно, что предел достигнут: по крайней мере, в центре Екатеринбурга торговых центров достаточно.
– В этом году была сдана первая очередь "Максидома", и я надеюсь, будет сдан "Пассаж". В ближайшие два года мы не ожидаем открытия крупных объектов, – говорит Владимир Боликов. – Новые объекты появятся, но количество их будет меньше, чем в предыдущие годы. И это не только влияние кризисных явлений. Конкуренция в этом сегменте рынка достаточно жёсткая. Новый застройщик должен предлагать концептуальные объекты, чтобы стать более привлекательным для своих потребителей.
К последствиям кризисных явлений можно отнести, например, изменения в количестве сетевых операторов: это больше коснулось непродовольственной торговли, часть международных и федеральных операторов сократили своё присутствие в городе, не выдержав конкуренции.
– То есть в ближайшие годы участники рынка будут оперировать только уже существующими площадями. Новой "Меги" нам ждать не стоит?
– По размерам площади нет. Но та же "Мега" ведёт реконструкцию площадей, "Гринвич" прирастает пятой очередью. В 2016 году откроется торговый центр на пересечении улиц Луначарского – Малышева, в микрорайоне "Академический" в 2016–2017 годах тоже будет введён в эксплуатацию торговый центр большой площади. Думаю, что в ближайшие пять лет дальше срединного кольца появится до пяти торговых центров. Будут, конечно, открываться и крупные продуктовые гипермаркеты. Федеральная сеть "Лента", которая до этого не была у нас представлена, в следующем году откроет свой первый объект.
– Вы сказали про ротацию. Кто и куда уходит?
– За январь – июнь 2015 года открылись магазины федеральных торговых сетей "Дикси", "Дубки", "Фермерский", "Дзинь ля-ля", местных сетей "Фанфан-тюльпан", "Антрекот", "Выгодный" и другие. Увеличивается количество объектов, входящих в сети: торговая сеть "Пятёрочка" – на 10 объектов, торговая сеть "Верный" – на 6, торговая сеть "Магнит" – на 14.
В то же время закрылись магазины торговых сетей: "СоюзМебель", "Софья" и "Телемаг"(это всё местные сети), "Стиль мебель" (федеральная сеть) и другие. Открылись предприятия общественного питания международных сетей: Subway – прирост сети на три объекта, федеральная сеть "Пекарушка" – прирост на один объект. Открылись предприятия сети Booker – два объекта в Кировском и Ленинском районах. Несмотря на ситуацию, в ряде торговых центров даже сейчас существует лист ожидания, и многие предприниматели ждут очереди, чтобы занять место там.
– На карте города сейчас есть две точки – "Гринвич" и "Пассаж", которые невозможно не заметить. Для центра Екатеринбурга это весьма масштабные проекты и, конечно, они вызывают много споров и обсуждений. По "Гринвичу" в целом всё уже понятно. А вот может ли "Пассаж" как-то кардинально изменить торговый ландшафт в центре? Здесь ведь годами складывалась торговля: "Успенский", десятки магазинов на Вайнера…
– Конечно, какое-то перераспределение потоков будет. Но, как мне кажется, концепции того же самого торгового центра "Успенский" и "Пассаж" отличаются. У них разные целевые аудитории. Стрит-ритейл имеет свою покупательскую аудиторию. А учитывая недостаток площадей для торговли продовольственными товарами в центральной части города, появление продовольственного гипермаркета в "Пассаже" только добавит количество покупателей в центре, и за счёт синергетического эффекта и рядом стоящие торговые объекты получат своего потребителя. Добавится количество потребителей ещё и за счёт создания инфраструктур в виде парковки, входа в метро. На перспективу – это наверняка будет связано с реконструкцией площади 1905 года. Повторюсь, что история о том, нужен ли такой глобальный проект в центре, действительно спорная, но он уже есть, и мы обсуждаем всё де-факто.
– То есть не будет такого, что запустится новая очередь "Гринвича" и "Пассаж" и они в себя всех возможных арендаторов впитают?
– Не думаю. Далеко не все существующие в стране и мире торговые сети удовлетворили свои амбиции по присутствию на торговых площадях в городе Екатеринбурге. В июне 2014 года одна из компаний проводила опрос операторов розничной торговли по перечню городов, в которых они хотели бы представить свои торговые марки, в наш город 161 оператор желал бы зайти.
– В "Пассаже" будет продуктовый магазин? Потому что все последние годы в центре Екатеринбурга, как мне кажется, большая нехватка продовольственных магазинов. Мы с вами в здании администрации города и в радиусе 100 метров только два продуктовых: маленький "Пикник" и "Звёздный" в "Европе".
– Да. Там будет "Гипербола". Только чуть поменьше, чем в "Гринвиче". Действительно, это как-то решит вопрос с нехваткой магазинов. У нас был такой период, когда многие продуктовые в центре закрывались. И хотя мы и говорим о высоких показателях по обеспеченности торговыми площадями, у нас в Кировском районе до сих пор есть дисбаланс. В некоторых районах города мы не достигли даже норматива обеспеченности, который нам определён документами.
То же самое по количеству торговых центров. Для примера: в Орджоникидзевском всего два торговых центра, но есть торговые комплексы. В Железнодорожном районе их тоже немного. В Верх-Исетском и Ленинском районах их большое количество. Эту территориальную неравномерность по обеспеченности торговыми площадями, в том числе качественными, каковыми являются площади в торговых центрах, нужно выравнивать. Люди, живущие на Эльмаше и в Центре, не должны ощущать разницы в этом смысле.
– Уже много лет в Екатеринбург из других регионов активно возят так называемые шопинг-туры. Люди из Челябинска, Тюмени и Перми приезжают в город, чтобы сходить за покупками в "Икеа", "Оби" и "Ашан". Это, вроде бы как всегда, говорило о более активном развитии Екатеринбурга, и наша торговля получала больший трафик. Сейчас у нас насыщение торговыми центрами, а в той же Перми, например, открылся "Ашан Сити" и заявлены два "Ашана Классик", где рядом встанут также "Леруа Мерлен" и "Декатлон". И такое развитие у соседей продолжается. Выходит, мы теряем трафик.
– Я считаю, что это нормально. Мы обеспечиваем жителей Екатеринбурга и городов-спутников. Понятно, что мы потеряем отчасти людей из соседних субъектов. Но у нас весьма высокий ежедневный рабочий трафик, даже если говорить о людях из пригородов. Крупные сети в последние годы строят у нас свои распределительные центры. И это важный показатель. Значит они собираются продолжать экспансию и развитие в регионе. Но, конечно, ситуация по регионам выравнивается, и выиграет в этой ситуации тот город, который в целом занимается своей инфраструктурой: вопросами градостроительства, транспортом, развязками, дорогами, парковками. Иначе недремлющие, в хорошем смысле слова, соседние области могут оттянуть большой бизнес к себе, а за ним и часть покупателей.
– А можно примерно прикинуть, сколько у нас в работе торговых центров занято населения? Или хотя бы в торговле в целом?
– Это сложно, но можно просто попробовать посчитать. У нас более четырёх тысяч предприятий на территории города. Это без учёта арендаторов. С ними это более восьми тысяч. В каждой торговой точке работает минимум по пять человек. А ещё общепит, где сейчас более двух тысяч предприятий и нестационарная торговля. Поэтому, думаю, что это может быть около 200 тысяч человек, которые ежедневно связаны с торговлей и общественным питанием. А если начать считать и услуги аутсорсинга – клининговые компании, частные охранные предприятия, инженерные службы по наладке оборудования и так далее, то достаточно много получается. Екатеринбург в этом смысле уникален – у нас торговля и сфера услуг – это полноценная отрасль городского хозяйства. Здесь люди получают хорошие зарплаты, а компании пополняют казну налогами.
– Вспомнили про киоски. Политика администрации в этом отношении не изменилась? Или, может быть, всё-таки решились уже наконец всё снести?
– Это сегмент торговли. Такой же, как и другие. Мы никогда не говорили о полной ликвидации этой торговли: речь идёт об адекватности и логистике размещения. Мы планомерно сокращаем количество киосков в центре города и считаем, что здесь достаточно более качественных торговых площадей. Мы планируем сократить оказание услуг общественного питания в нестационарных объектах, потому что там сложно соблюсти условия, которые прописаны санитарным законодательством. Количество киосков "Овощи-фрукты" сокращаем, а "Роспечать", "Мороженое" и остановочные комплексы оставляем, потому что они несут ещё социальную нагрузку.
Никто не говорит, что завтра мы всё уберём. Приветствуем объекты с местными фермерскими продуктами и готовы дать им зелёный свет и возможные законные преференции. Но желающих, к сожалению, немного. Их призвание – заниматься производством, а не торговлей. Именно поэтому мы решили создать в городе муниципальное учреждение, которое будет заниматься организацией выставок и ярмарок. Формирование организации уже завершается, и мы надеемся, что уже этой осенью сможем провести две выставки-ярмарки.
– Рынки и ярмарки – это же такие прототорговые центры. И они продолжают существовать во всём мире. И в Европе, и в США, и Канаде, и в странах Азии. А у нас нет. А ведь, по-моему, отлично, если можно выйти из дома, пройти километр и купить свежие продукты из первых рук прямо от фермеров. Сможет нас вот это ваше новое муниципальное предприятие, которое будет курировать этот вопрос, привести к такому?
– Мы возлагаем на эту организацию большие надежды и хотим, чтобы расстояние между покупателем и производителем максимально сократилось. Это, собственно, и есть цель работы. Мы прекрасно понимаем, что в городе мало рынков. А формально он вообще один – Шарташский. Всё остальное – это торговые комплексы. Что на Громова, что на Амундсена, на проспекте Космонавтов. Это всё-таки не совсем рынки. Нам бы хотелось больше рынков. Но здесь нужно хорошо понимать реалии и экономику. Потому что попытки многих предпринимателей запустить такого рода объекты заканчивались тем, что они в итоге просто сдавали их торговым сетям.
У нас так получилось с "Арбузом", "Омегой" и "Гранатом". Это торговые комплексы, а нужны рынки. Весь мир так живёт. В городах Европы разрешают фермерам в среду и субботу, например, выезжать на центральные площади городов, несмотря на то, что там памятники архитектуры, ставить машины и торговать, а в обед сворачиваться и уезжать. Это удобно жителям, это красиво, это просто, понятно и всем выгодно.
– Отдельная история, которая тоже связана с уличной торговлей, – кофемобили, активно появляющиеся на центральных улицах Екатеринбурга в тёплое время года. Они мобильные, но при этом формально пока воспринимаются как киоски. Но и в этом статусе их по сути не существует. Для них попросту нет закона, а Минпромторг только обещает внести поправки, регулирующие их работу.
– Мы знаем примерно, что это за организации. Но легализовать их бизнес в настоящее время не позволяет законодательство. Не хотелось бы подробно вдаваться в эту тему, так как она требует отдельного рассмотрения. Вы верно отметили, что в Минпромторге рассматривают вопрос внесения изменений в закон "О торговле" в этой части. Но сегодня у нас единственный документ, который компетентно позволяет говорить о размещении таких торговых точек, – это Схема размещения нестационарных объектов. И всех этих машин в схеме нет, потому что желающих разместиться на одном и том же месте несколько и процедура отбора не определена законом.
– Просто это весьма забавно, что последние лет пять есть такая новая тема в бизнесе, на которую есть спрос, но при этом с точки зрения закона их нет. У вас нет мыслей упразднить их в связи с тем, что их формально не существует?
– Запрещать просто глупо. Нужно упорядочивать, чтобы люди имели законные возможности заявляться и работать. Выгонять и запрещать мы не собираемся.
– В завершение предлагаю небольшое отклонение в сторону отельного бизнеса. Лет пять-шесть назад, после саммита ШОС, многие крупные гостиничные бренды, такие, как Hilton, Kempinski, Radisson и Sheraton заявили о своём приходе в Екатеринбург. В большинстве своём не случилось. До реализации дошло только у Hilton c проектом Double Tree. В обычные дни заполняемость отелей – 30–40%, но во время последнего Иннопрома, когда китайские делегации забронировали добрую половину номеров, в городе оставались единицы свободных номеров. Нам всё-таки нужны ещё отели? Их ждать?
– Вы хорошо владеете вопросом, как я понял… Скажу, что у нас сейчас адекватное количество отелей текущей ситуации. Просто так строить отели ради одного мероприятия, даже если это чемпионат мира по футболу, никто не будет. Надо с ними потом что-то делать. У нас в данный момент пять иностранных операторов, и как вы сказали, будет шестой – это Hilton. И, думаю, что это оптимальное количество. Нам пока не нужно пять "Хаятов". Они ведь должны кем-то заполняться. При этом у нас есть такой жирок в запасе, потому что мы раскрутили город и продолжаем заниматься его позиционированием. Поэтому у нас растёт количество крупных мероприятий. Сейчас, по нашим данным за первое полугодие, заполняемость отелей в Екатеринбурге – 52%. Это меньше, чем в прошлом году (58%), но вполне неплохо для текущей ситуации. Задумываться нужно, когда этот показатель опускается ниже 40%.
Есть планка насыщения. Вот мы сегодня можем разместить всех гостей чемпионата, и ФИФА это признала, не с первого раза, правда, но тем не менее. Если ситуация будет ухудшаться, значит нам необходимо будет более активно продвигать города, а отельерам более активно работать. Мы планируем в этом году два отеля: Hilton и второй на Ленина – Хохрякова. Он давно строится, и это, наверное, связано с финансовыми проблемами. И вот этого вполне достаточно. По итогам вместе с ещё одним небольшим отелем на Комсомольской, возможно, в городе будет 113–114 средств размещения. Максимум, о чём можно говорить в перспективе – это до пяти отелей в ближайшие пять лет.