Если вы не покупаете вещи в зарубежных интернет-магазинах, не собираетесь отдыхать на Северном Кавказе, не водите фуру и не намерены ездить по федеральной трассе М11, вас вроде бы не должны сильно взволновать новости о новых сборах, которые по общественному резонансу в России уверенно в последние дни затмевают войну на Ближнем Востоке. Но поволноваться стоит — по факту за этот налоговый креатив расплачиваться все равно будете вы.
Почему? Во-первых, потому, что все со всем в экономике взаимосвязано. И если становится дороже что-то одно — дальше все дорожает по цепочке. Во-вторых, если государство взялось придумывать все новые варианты пополнения худеющей казны, оно обязательно доберется и до сфер непосредственных интересов каждого гражданина.
Вот приблизительный набор самых свежих идей, часть из которых уже реализована.
Совет Евразийской экономической комиссии (название смущать не должно, это чисто российская затея) намерен рассмотреть пошлину на покупки в зарубежных интернет-магазинах. Сама идея появилась как реакция на предложение президента России "упорядочить интернет-торговлю", прозвучавшее в далеком декабре 2013 года. Под "упорядочить", однако, в России обычно понимают либо ужесточить, либо вовсе запретить. Здесь пока пошли по первому пути, дополнив новыми платежами. Теперь за покупки в зарубежных интернет-магазинах дороже €22 могут быть введены совершенно драконовские сборы в размере €15.
Это самый жесткий вариант из всех, что были предложены российскому правительству. Действительно, лучше действовать наверняка. Чтобы никакой интернет-торговли с зарубежными странами у нас вовсе не осталось. А российские онлайн-торговцы могли бы без конкуренции продавать соотечественникам те же товары втридорога.
А вот другой, столь же "разумный" и "своевременный" налоговый эксперимент. Министерство по делам Северного Кавказа подготовило проект закона о курортном сборе, который пока будет действовать в Ставропольском крае в экспериментальном режиме. Брать будут не более 150 руб. в сутки, а порядок взимания сбора будет устанавливать исполнительная власть.
Туристов там, видимо, слишком много — надоели уже. Надо бы отпугнуть их сбором.
С 23 ноября в России появился еще один новый сбор, пусть и не государственный, но реализуемый по схожей модели. Стал платным проезд по головному участку автомобильной дороги М11 Москва — Санкт-Петербург. Доехать от Москвы до аэропорта Шереметьево теперь стоит от 80 до 250 руб., а от Солнечногорска до столицы — от 160 до 400 руб. при наличии транспондера.
При этом с трассы уже сообщают, что снег, разумеется, на платном участке никто, даже в честь запуска проекта, не расчистил, а у пунктов оплаты проезда образовались очереди из-за неразберихи с системой оплаты. И все это на фоне не утихающих вторую неделю страстей по "Платону" — системе сбора подати с водителей фур за проезд по федеральным трассам.
Председатель правления Сбербанка Герман Греф заявил, что эта система увеличит инфляцию в России на 1,5 процентного пункта — а то нам своих 12–15% годового роста цен мало.
Складывается впечатление, что множащиеся "поборники поборов" совершенно не просчитывают последствия таких решений для экономики в целом.
Зачем было вводить, как оказалось, еще и плохо отлаженную технически систему "Платон" именно сейчас, когда торговля и так переживает резкий спад из-за санкций, обвального сокращения импорта и внутренних инвестиций? Когда почти на 10% просело внутреннее потребление, потому что реальные зарплаты россиян показали рекордный спад с 1999 года?
Зачем придумывать курортный сбор на Северном Кавказе, когда и так широко разрекламированная лет пять назад программа развития курортов Кавказа заглохла? А предприятие "Курорты Кавказа", специально созданное для превращения кавказских республик в курортный рай, светилось в основном в криминальной хронике, когда против его беглых топ-менеджеров заводили уголовные дела.
Любимый аргумент наших чиновников: в Европе тоже много налогов и сборов. И ничего, мол, живут. Так-то оно так, но у нас (за исключением отдельных граждан) при таком количестве поборов пока почему-то живут хуже, чем в большинстве стран Европы. Количество никак не переходит в качество. Не пора ли уже задаться вопросом почему?
Есть и еще некоторые отличия. В Европе любой гражданин знает, куда идет конкретный сбор и что именно он улучшает в жизни этого гражданина, чего не скажешь о России.
За одно и то же мы платим по многу раз.
Сколько бы у нас ни собирали налогов на дороги (с тех же дальнобойщиков и водителей в целом это уже, по сути, третий, если не четвертый), нормальных дорог, включая федеральные трассы, все равно несоразмерно мало. На курорты Северного Кавказа собирались привлечь инвесторов, а теперь, видимо, главной инвестицией станут тем самые 150 руб. суточного сбора с туристов.
Деньги в бюджете кончаются. И чиновники выбирают самый простой путь: обложить всех дополнительными сборами. Это легче, чем экономить самим. Проще, чем спрашивать с министерств, госкорпораций и ведомств за эффективность расходования средств. Весь налоговый маневр сводится к придумыванию новых способов собрать деньги с россиян, при этом особо не заморачиваясь побочными эффектами.
Так государство собственными руками может создать множество вариантов Пикалево — только хватит ли у него сил и времени, чтобы в ручном режиме решать судьбу целых депрессивных городов по всей гигантской стране?
Конечно, в возникшем социальном напряжении всегда можно обвинить Госдеп и "боевиков Навального" (как уже сделал депутат Госдумы Евгений Федоров в случае с протестами дальнобойщиков против "Платона"). Можно найти и второго традиционного "врага", постоянно мешающего нашему процветанию, — обвинить "злобный, безответственный, алчный бизнес", не думающий о "простых" россиянах. Хотя все это будет на самом деле результатом политики государства, которое почему-то не хочет смотреть дальше собственного кармана.
Но изменить эту ситуацию может не государство, а мы сами. Это же нас обложили. Это же нам надо искать выход из положения. На форуме Комитета гражданских инициатив в Москве ректор экономического факультета МГУ Александр Аузан сказал вроде бы очевидную вещь: "У нас же люди думают, что государство живет за счет нефти, а они только 13% от зарплаты ему платят. Повторяю: у нас 48% реального дохода человек отдает государству. Если он об этом узнает, он станет гораздо более вовлечен в решение вопросов государства".
Так что если вы думаете, будто вас не касаются система "Платон", пошлины на покупки в интернет-магазинах или туристический сбор на Северном Кавказе, — вы сильно ошибаетесь. Просто следите за ценниками в магазинах. Налогоплательщики — это мы, граждане этой страны, работающей в ней и отдающие государству свои деньги.