В последние несколько лет серьезную конкуренцию мультибрендовым специализированным розничным сетям составил мобильный ритейл сотовых операторов. Последние наращивают продажи более высокими темпами. При этом эксперты и участники рынка отмечают, что одним из главных драйверов роста рынка мобильной электроники выступают смартфоны, в том числе с большим экраном (так называемые фаблеты).

В первом полугодии 2016 года российский рынок смартфонов вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Специалисты прогнозируют дальнейший рост продаж этой категории товаров при увеличении в общем объеме доли LTE-устройств.

Доля продаж собственных операторских сетей на российском рынке мобильных терминалов по итогам первого квартала 2016 года, по оценкам J’son & Partners Consulting, составила около 34% суммарных продаж в натуральном выражении.

"Это в два раза выше аналогичного показателя по итогам 2011 года, когда доля монобрендовых сетей составляла около 17%, — сообщил старший консультант J’son & Partners Consulting Алексей Тырков. — Сотовые операторы являются привлекательными партнерами для производителей, так как обладают существенными финансовыми и маркетинговыми ресурсами".

По словам директора департамента управленческого консалтинга АКГ "Деловой профиль" Олега Пахомова, мультибрендовые сети ищут сотрудничества с сотовыми операторами. "Например, "Связной" и "Вымпелком" подписали соглашение о совместном развитии фирменной розницы", — рассказал эксперт.

Генеральный директор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков назвал ритейлерский сегмент убыточным бизнесом. "Сейчас все компании, даже поддерживаемые операторами, работают в минус. И только поддержка операторов позволяет быть на плаву. Продажа телефонов не покрывает их затрат. Маржа с этого маленькая, прибыли как таковой нет. Если бы не вливания со стороны операторов, то было бы вообще плохо. Операторам же нужно подключать новых абонентов, поэтому они и раздувают свои мыльные пузыри, которые рано или поздно им придется свернуть", — считает господин Кусков.

В то же время в "Евросети" сообщили, что оборот продаж в СЗФО за девять месяцев 2016 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года прибавил 14% при таком же росте среднего чека покупки (абсолютные цифры при этом сеть не называет).

"Сегодня на Северо-Западе около 400 салонов "Евросети", из них 20% приходится на Ленинградскую область, 30% на Петербург. В 2017 году мы планируем прирасти на 5-10%", — сообщил управляющий Северо-Западным филиалом "Евросети" Денис Голещихин. В компании рассказали, что большинство их салонов открывается в торговых центрах, потому как концентрация торгового трафика там намного выше, чем в стрит-ритейле.

Руководитель пресс-службы "Связного" Сергей Тихонов рассказал, что в СЗФО на конец сентября открыто около 300 магазинов сети, из которых более 120 — в Санкт-Петербурге. В следующем году компания планирует сохранить нынешнее количество салонов в регионе.

Акцент на открытии новых салонов в быстрорастущих спальных районах Петербурга сделали в МТС.

"За первое полугодие розничная сеть МТС в Петербурге и Ленобласти выросла примерно на четверть", — поделился сведениями директор розничной сети МТС в Петербурге Леонид Большин.

Компания Tele2 в этом году открыла в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 23 фирменных салона связи, увеличив сеть продаж на 25%. Как рассказал директор макрорегиона "Северо-Запад" Tele2 Олег Телюков, для клиентов у них открыто 112 монобрендовых магазинов.

Фаблет смартфону не товарищ

По данным J’son & Partners Consulting, в первом полугодии 2016 года в России было продано более 11 млн смартфонов, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как отметил Алексей Тырков, продажи смартфонов в России превысили докризисные показатели 2014 года. При этом, по уточнению Дениса Голещихина, в Петербурге рост наблюдается за счет продаж премиального сегмента — от 20 до 30 тыс. рублей за устройство и выше.

Как следует из информации "Связного", за январь — август 2016 года в СЗФО было продано почти 1,8 млн смартфонов на сумму около 22 млрд рублей, что на 6% выше, чем в 2015 году в штуках и на 36% больше в деньгах. В Санкт-Петербурге за аналогичный период реализовано 840 тыс. смартфонов (на 7% больше устройств, чем в 2015 году). При этом денежный оборот увеличился более чем на 40% и составил 12 млрд рублей.

Рост продаж смартфонов подтвердили и в "М.Видео". Руководитель департамента по связям с общественностью компании Валерия Андреева рассказала об увеличении на 118% в денежном выражении и на 59% в штучном.

В структуре рынка смартфонов по операционным системам продолжается доминирование системы Android. Как отметил представитель J’son & Partners Consulting, доля операционной системы от Google по итогам первого полугодия 2016 года составила 88% на российском рынке от суммарных продаж смартфонов в натуральном выражении, а доля iOS — 10%.

"Тем не менее по сравнению с 2015 годом доля операционной системы от Apple на российском рынке выросла, а смартфон iPhone 5S, по нашим данным, стал самым продаваемым смартфоном в России по результатам первого полугодия 2016 года", — отметил Алексей Тырков.

По замечанию Олега Пахомова, в среднем и высоком ценовом сегменте по-прежнему лидируют смартфоны Samsung и Apple, лидеры нижнего ценового сегмента — вендоры Fly и Explay. Наибольший прирост по продажам показывают смартфоны китайских брендов, совокупная доля которых на рынке, по информации "Евросети", уже превысила 50% в штучных продажах.

По подсчетам Дениса Кускова, примерно 50% продаж в рознице приходится на фаблеты (смартфон с диагональю экрана от 5,5 до 6,9 дюйма). "Рынок планшетов идет в сторону сокращения экранов. Будущее же за смартфонами с большим экраном в виде фаблетов", — уверен генеральный директор аналитического Telecom Daily.

Наряду с положительной динамикой продаж на рынке смартфонов ритейл констатирует отрицательные показатели в сегменте планшетных компьютеров. Так, по данным "Связного", за восемь месяцев 2016 года в Санкт-Петербурге рынок планшетов в натуральном выражении сократился на четверть — было реализовано примерно 170 тыс. планшетных ПК. Денежный оборот составил около 1,9 млрд рублей, что на 20% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Наиболее динамичным сегментом рынка девайсов эксперты называют носимые гаджеты (смарт-часы, смарт-браслеты, фитнес-трекеры).

В кредит 4G

Наряду с общим ростом продаж смартфонов увеличивается количество продаваемых 4G-устройств. Господин Большин сообщил, что 4G-смартфоны стали покупать на 30% чаще.

"В наших салонах связи за первое полугодие нынешнего года посетители купили в три раза больше 4G-смартфонов, чем за аналогичный период прошлого года", — отметил директор по развитию бизнеса на массовом рынке Северо-Западного филиала компании "Мегафон" Вадим Меркулов.

Однако, по мнению управляющего Северо-Западным филиалом "Евросети" Дениса Голещихина, технология LTE пока востребована лишь узкой частью населения.

"Выбор в пользу LTE-устройств совершается неосознанно и чаще всего под воздействием рекламы. Тем не менее пользователям 4G уже сложно вернуться к стандартам уровня ниже. Кроме того, сегодня все new-бренды при выходе новой модели, начиная со среднего ценового сегмента, стали по умолчанию декларировать поддержку 4G. Этот фактор также стал драйвером роста new-брендов", — рассказал специалист.

Еще одним трендом на розничном рынке является расширение модельного ряда мобильных аппаратов с поддержкой функции NFC.

"Сегодня практически все смартфоны оснащены данной функцией, так как производители понимают, что данная услуга — это будущее безналичных платежей", — подчеркнул господин Голещихин.

Среди тенденций последнего года в ритейле игроки рынка выделили рост популярности страховых продуктов (например, на поломку приобретаемой техники) и увеличение продаж смартфонов в кредит. Так, в "Мегафоне" подсчитали, что в России в кредит устройства стали брать в два раза чаще, чем годом ранее. В Северо-Западном филиале "Евросети" за девять месяцев 2016 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года прирост доли POS-кредитов составил 35%.

Ритейл не спешит в онлайн

Эксперты ожидают дальнейшего усиления конкурентной борьбы в сегменте мобильной розницы, в частности снижения роли небольших региональных сетей, а также компаний, занимающихся продажей "серых" мобильных устройств.

"В последнее время активно развивал свою собственную розничную сеть лидер по продажам смартфонов в натуральном выражении — компания Samsung, компенсируя этим отказ торговать продукцией южнокорейского производителя частью крупнейших российских ритейлеров в 2015 году", — напомнил Алексей Тырков. Он также отметил, что об открытии монобрендовых салонов в России объявил китайский производитель Xiaomi, а другая китайская компания, Le Eco, открыла свой салон в октябре 2016 года.

При этом специалисты едины во мнении, что несмотря на рост онлайн-продаж, от розничной торговли сети полностью не откажутся.

"Проблема интернет-магазинов все та же: отсутствие доверия потребителя к качеству реализуемых ими товаров. Если интернет-торговля будет развивать дополнительные сервисы, предлагая конкурентные цены, то объемы покупок телефонов и гаджетов смогут существенно возрасти", — считает Олег Пахомов.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments