Как стало известно «гДеньги», федеральный ритейлер бытовой техники и электроники компания «Электрофлот» намерена свернуть свою казанскую сеть магазинов и ликвидировать татарстанскую дочку ООО «Электрофлот-Казань». В головном офисе компании это известие не прокомментировали, сославшись на позицию компании. Для игроков рынка оно не стало неожиданностью. Скорее, все шло по плану, и теперь на рынке электроники борьба будет «на равных».

В настоящий момент в Казани работает только 2 магазина ритейлера средней площадью 600 кв. метров. Они, по некоторой информации, закроются ориентировочно через месяц после освобождения от товарного остатка. Таким образом, существование «Электрофлота» на казанском электронном рынке составит около 3 лет. После ухода оператора здесь останется пять крупных nигроков: «Эльдорадо», DOMO, «М.видео», «Мир», «Александр ЛТД».

Сеть «Электрофлот» основана в 1992 году и насчитывает порядка 20 магазинов бытовой техники в Воронежской, Белгородской, Липецкой, Тульской, Калужской областях и республике Татарстан. В Москве компания представлена павильонами на радиорынках. ООО «Электрофлот-Казань» — татарстанская дочка розничной сети «Электрофлот». Оборот оператора в Казани в 2005 году составил в денежном выражении $10 млн.

Выход на рынок

Развитие сети «Электрофлот» в Казани началось в конце 2003 года с открытия магазина на улице Чистопольской (площадь 600 кв. метров). Второй магазин компании появился некоторое время спустя на улице Татарстан (порядка 600 кв. м.). После этого открылась точка в «Сити-Центре» (площадь 2,2 тыс. кв. метров), торговом доме ЦУМ (600 кв. м.), и в торговом комплексе XL (1 тыс. кв. м.). Именно в этом магазине, по признанию руководства сети, у «Электрофлота» были лучшие продажи. Таким образом, ритейлер насчитывал 5 торговых точек. Все они требовали минимум затрат на раскрутку, поскольку располагались в непосредственной близости от магазинов конкурентов.

Первая торговая точка открыта напротив большого торгового центра компании «Мир», вторая – в помещении, которое занимал ранее магазин «Эльдорадо». В торговом комплексе «Сити-Центр» из-за этого даже произошел конфликт. В мае 2004 года управляющая компания «Сити-центра» решила сделать в торговом центре так называемое «Электро-сити» — общую торговую площадку для конкурирующих между собой фирм-продавцов бытовой техники. Причем, концепцию этой торговой площадки управляющей компании «Сити-Центр» предложили менеджеры по развитию «Электрофлот». Они убедили управляющую компанию комплекса в том, что присутствие в одном месте нескольких продавцов повысит привлекательность места для покупателя и повысит посещаемость. Администрация «Сити-центра» согласилась с этим, о чем и было сообщено компании «Эльдорадо», выкупившей к тому времени в собственность 2200 кв. м. Площадей в здании. С конкурентами же, компаниями DOMO и «Электрофлот», в соответствии с концепцией, были заключены долговременные арендные договора («Электрофлот» получил 2200 кв. м, DOMO — 1304 кв. м). При этом обе компании должны были открыть свои магазины на первом этаже здания. Понятно, что «Эльдорадо», которая приобрела площади на втором этаже здания, такая ситуация не устроила.

В торговом комплексе XL, девелопером которого является та же компания «Сити-Центр», ситуация была с точностью наоборот: первый этаж на этот раз выкупила «Эльдорадо», а «Электрофлот» разместился на втором. Но был очень доволен, получая выручку, равную примерно трети выручки «Эльдорадо».

Съезды

Первым местом, откуда съехал «Электрофлот», стал комплекс «Сити-Центр». Торгово-развлекательный центр он покинул в июне 2005 года. Этот магазин был крупнейшим в сети «Электрофлот-Казань». Событие тогда также не комментировалось, но, по неофициальным данным, доходность арендного проекта ритейлера была не достаточной для того, чтобы окупить себестоимость занимаемых им площадей.

Далее был закрыт магазин в торговом квартале «XL». По некоторым версиям, руководство торгового комплекса не поняло стремления ООО «Электрофлот-Казань» «быть ближе» к «Эльдорадо» и посчитало, что два оператора электроники в одном комплексе — это много. Видимо, это и стало определенным сигналом к действию для управляющих сетью ритейлера. Немногим позже «Электрофлот» съехал и с ул. Татарстан.
Как предполагалось ранее, «Электрофлот-Казань» так и не дожил до ребрендинга. Оставшиеся магазины сети будут постепенно переименованы. Новое название — «Технопарк». Далее должно начаться развитие единого формата супермаркета: это означает, что минимальная торговая площадь магазинов будет составлять 1,3 тыс. кв. м.

Private label

Компания, по словам Руслана Халилова, экс-директора ООО «Электрофлот-Казань», позиционировала свой бизнес на внеклассового клиента. Покупателям предлагалась как дорогая, так и очень дешевая техника. Однако главная ставка делается все же на товары по доступным ценам. Среди них – Bork. ООО «Электрофлот» — официальный дилер германской фирмы Bork. Более чем просто дилер. Компания самостоятельно организовала производство бытовой техники под этой маркой и активно работает со многими российскими продавцами, реализуя через них продукты фактически своего private label. Производственные площади компании Bork находятся в Польше, Китае, Корее и Германии, рассказали «гДеньги» «Электрофлоте». Стараясь повысить интерес покупателя к продуктам собственного производства, компания отводит им больше места на прилавках, чем технике других производителей. Процентное соотношение присутствия техники марки Bork среди мелкой бытовой техники и пылесосов иных марок – 30%. Эта доля держится стабильно с самого момента открытия первого магазина компании в Казани. Товары под маркой Bork занимали в 2004 году 45% от всего объема продаж бытовой техники в магазинах сети.

Компания Bork — производитель бытовой техники и электроники; бренд был создан в 1994 году группой немецких инженеров, ранее работавших на ведущих западных производителей бытовой техники. Инженеры решили выйти на рынок с уникальными разработками, которые отличаются стильным дизайном и оригинальностью инженерных решений. Торговые марки Bork и Bimatek сейчас принадлежат владельцам торговой сети «Электрофлот». В настоящий момент производство переведено на заводы в Турции и Китае, что позволило значительно уменьшить стоимость продукции.

Именно с Bork «Электрофлот» связывает большие надежды. После подписания соглашения с казанской компанией DOMO о включении в их ассортиментную матрицу Bork, последний получил крупный канал сбыта. DOMO располагает сетью из 18 магазинов в Татарстане, 4 в Чувашии, 1 в Марий Эл, 5 в Башкортостане, 2 в Самарской, 3 в Ульяновской, и по одному в Нижегородской и Омской областях. Кроме того, насколько известно «гДеньги», уже действует договор с компанией «Александр ЛТД», согласно которому продукция Bork продается в торговом комплексе «Петрушкин Двор» в Казани.

Закрытие

Очевидно, компания приняла решение закрыть казанскую сеть потому, что она выполнила свою основную функцию – продвижение Bork в регионе. Теперь, после расширения сети сбыта продукции с помощью, в частности, DOMO, собственная сеть не нужна, поскольку содержать ее для инжиниринговой компании нерентабельно.

Топ-менеджмент «Электрофлот-Казань» от комментариев также воздерживается, а в pr-службе головного офиса компании говорит, что ничего по этому поводу сказать не могут. Мария Виледжанина, специалист отдела рекламы и PR компании, сообщила лишь, что сервисный центр «Электрофлот» будет продолжать работать в прежнем режиме и что «покупатели могут не беспокоиться по поводу сервисного обслуживания», чем косвенно подтвердила факт закрытия.

Для участников рынка, опрошенных «гДеньги», закрытие сети не стало неожиданностью. Генеральный директор DOMO Антон Сайфутдинов считает, что «Электрофлот» делает правильный упор на инжиниринговую составляющую. А Михаил Малаховский, руководитель отдела аналитики компании «МИР» рассказал «гДеньги», что сеть «Электрофлот» всегда ориентировалась на покупателей, которым при выборе техники важна, прежде всего, цена, то есть на ту же самую целевую аудиторию, что и «Эльдорадо», которой принадлежит порядка 30% местного рынка. «Вполне логично, что «Электрофлоту» сложно конкурировать с крупнейшим российским оператором. Если «Электрофлот и уйдет с казанского рынка, то это несильно отразится на остальных игроках: на долю этой сети приходилось не более 3-4% местного рынка», — считает он.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments