Инвесткомпания "Эльбрус Капитал", управляющая активами более чем на $1 млрд, вышла на рынок фудтеха. Она стала владельцем миноритарной доли в онлайн-сервисе по доставке еды "Шефмаркет". Сделка оценивается в несколько миллионов долларов. Рынок заказов продуктовых наборов через интернет будет расти на 20–25% в ближайшие пять лет и на нем усиливается конкуренция, предупреждают эксперты.

"Эльбрус Капитал" приобрел крупную миноритарную долю в "Шефмаркете", рассказали "Ъ" стороны сделки. Управляющий партнер "Эльбрус Капитала" Дмитрий Крюков сообщил "Коммерсанту", что верит "в перспективы рынка онлайн-ритейла в целом и молодого, но очень бурно развивающегося рынка доставки продуктов с рецептами — в частности". Контрольный пакет остается у основателя компании Сергея Ашина. Сумма сделки не раскрывается, но она сопоставима с недавним вложением в проект японской Mitsui & Co., отмечает он. В июле Mitsui & Co. инвестировала в "Шефмаркет" $3,5 млн. Сумма текущего инвестраунда, по информации "Ъ", составила "несколько миллионов долларов".

Для "Эльбрус Капитала" сделка с "Шефмаркетом" — первая на рынке фудтеха. В портфеле "Эльбрус Капитала" телекомпания "ЮТВ Холдинг", сервис онлайн-объявлений "ЦИАН Групп", система электронных торгов B2B-Center, сервис для покупки билетов на автобусы Busfor и др. Общий объем активов под управлением превышает $1 млрд.

Как и в предыдущей сделке "Шефмаркета", финансирование пойдет на развитие в Центральной России, уточняет Сергей Ашин. В течение двух-трех лет он планирует вывести "Шефмаркет" в пятерку крупнейших в России компаний по доставке продуктов питания, заказанных онлайн. В их число, по его словам, сейчас входят "Утконос", "Азбука вкуса", "Перекресток" и "Ашан", "О`кей". Этот рынок также интересен "Магниту" и Ozon. В России работают и другие аналогичные "Шефмаркету" сервисы-конструкторы — например, "Партия еды", Elementaree, "Нужен ужин". "В условиях высокой конкуренции "Шефмаркету" важно капитализировать компанию, чтобы ускорить рост бизнеса и быстрее оторваться от конкурентов",— полагает партнер Target Global Александр Фролов.

"Шефмаркет" основан в 2012 году. В числе совладельцев также фонд Addventure. Стартап осуществляет цикл операций — от закупки ингредиентов и производства отдельных компонентов до комплектации и доставки заказов в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде. По данным базы "СПАРК-Интерфакс", выручка ООО "Шефмаркет" в 2016 году выросла вдвое — с 91,3 млн до почти 186 млн руб. При этом чистый убыток увеличился с 8 млн до 43 млн руб., что в компании объясняют активными инвестициями в развитие проекта. В июле компания заявляла о доставке более 100 тыс. ужинов в месяц. Сейчас их количество выросло до 200 тыс., отмечает господин Ашин. По оценке "Шефмаркета", объем рынка в Центральной России по итогам 2016 года составил 60 млрд руб., и ожидается, что он будет расти на 20–25% в год на горизонте пяти лет.

Интерес инвесторов к связан с трендами на Западе — онлайн-сервисы по доставке продуктов с рецептами покупают крупные компании, проекты выходят на IPO, уверен инвестменеджер Фонда развития интернет-инициатив Павел Никонов. "Этот рынок горяч: здесь низкий порог входа и много игроков, количество которых можно сравнить с числом купонных сервисов на волне их популярности",— отмечает он. При этом у таких проектов есть сложности с масштабированием: с расширением географии, ростом заказов нужно решать вопросы закупки оборудования, аренды новых площадок; есть и вопрос по стратегии выхода инвесторов, покупатель такого сервиса неочевиден, предупреждает господин Никонов. Продуктовые сети видят сервис слишком нишевым, и им не составит труда создать свой подобный, если они посчитают рынок перспективным, поясняет эксперт.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar
wpDiscuz