В регионах Северо-Западного федерального округа пытаются сдержать инфляцию. По информации Росстата, в январе этого года продукты питания и непродовольственные товары подорожали на 4,4 процента по сравнению с декабрем. За год инфляция достигла почти 16 процентов. Корреспондент "РГ" выяснила, как власти и бизнес борются с ростом цен и насколько эффективны эти меры.
Молоко не убежит
В последнее время набирают популярность соглашения о фиксировании цен на социально значимые товары, которые подписывают производители, ретейлеры и чиновники. Недавно такой "пакт о неподорожании" заключили в Новгородской области. К соглашению присоединились несколько хлебокомбинатов, молочных заводов и торговых сетей. Список участников договора открытый, в будущем его планируется расширить.
Ретейлеры согласились зафиксировать стоимость товаров в рознице для покупателей при условии, что производители не будут поднимать отпускные цены. Такая схема сулит определенные сложности обеим сторонам. Продавцы снизят торговую наценку и потеряют в доходах (к примеру, молоко предполагается продавать с накруткой не в 20 процентов, а в пять). А производители рискуют уйти в минус, если по каким-то причинам у них увеличатся расходы.
— Конечно, мы понимали, что понесем убытки, если вырастут закупочные цены, — комментирует ситуацию экономист новгородского пищевого предприятия. — Но все-таки решили присоединиться к соглашению. Это хорошая инициатива. У покупателей появится уверенность, что цены на наши товары в магазинах останутся неизменными. А добиться такого результата можно только в сотрудничестве с торговыми сетями.
Цены вверх
Власти Калининградской области обратились в министерство экономического развития РФ с просьбой установить фиксированные прайс-листы на гречку, яйца и овощи. Эти товары подорожали больше чем на 30 процентов, и держались новые цены в течение месяца.
— Мы наладили сотрудничество с областным правительством по ежедневному мониторингу стоимости продуктов питания, — поясняет руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области Ольга Боброва. — Результатом такого взаимодействия и стало обращение в минэкономразвития РФ. Работа продолжается. Профильные региональные министерства отслеживают ситуацию в розничной торговле, мы, со своей стороны, контролируем оптовую сферу, где более всего возможен картельный сговор.
Пока фактов сговора в самом западном российском регионе установлено не было. По словам Ольги Бобровой, на подъем цен на рынке влияет целый ряд объективных причин. В том числе и ажиотажный спрос среди населения.
— Любые неразумные действия потребителя отражаются на цене. Это закон рынка, — продолжает руководитель калининградской антимонопольной службы. — Так было с бытовой техникой накануне Нового года, то же самое происходит сейчас с рядом продовольственных товаров. Не хотите, чтобы росли цены, не совершайте большие покупки про запас. Ажиотаж работает на руку продавцам.
Возможность фиксировать стоимость социально значимых продуктов появилась у правительства РФ в 2009 году с принятием закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Такое ограничение может вводиться на основе аналитических данных минэкономразвития не чаще одного раза в год и не дольше, чем на 90 дней. Однако федеральные власти еще ни разу не использовали свое право устанавливать предельные цены.
Недавно некоторые СМИ сообщили, что правительство впервые в новой истории планирует зафиксировать в ряде регионов ценовой "потолок" на сахар, яйца и капусту. В министерстве экономического развития РФ эту информацию опровергли. То есть ждать цен, фиксированных на государственном уровне, в Калининградской области пока не приходится.
Ход рублем
Власти Санкт-Петербурга начали поиск площадок для строительства государственных социальных магазинов. Отовариваться там смогут все желающие, но льготникам предоставят существенные скидки. Кроме того, цены на социальные продукты, такие как хлеб, молоко, масло и другие, будут зафиксированы.
В основе проекта лежит расширение функций государственного унитарного предприятия "Продовольственный фонд". Сейчас эта структура занимается закупками зерна и производством муки. В будущем на базе ГУП планируется создать логистический склад, а товары с этого склада продавать в государственных магазинах.
Впрочем, если идея и воплотится в жизнь, то не скоро. По планам первые социальные супермаркеты появятся в Северной столице не раньше конца года. Пока же решение о "заморозке" цен добровольно принимают коммерческие магазины. К примеру, одна из сетей гипермаркетов объявила о продаже товаров повседневного спроса в Санкт-Петербурге с минимальной и даже отрицательной наценкой. А другая торговая сеть зафиксировала цены на крупы, макаронные изделия, масло, муку, пельмени и замороженную рыбу с 9 февраля по 9 марта.
— Мы гарантируем неизменную стоимость продуктовой корзины в условиях волатильности закупочных цен, принимая на себя инфляционные риски, — отмечает президент сетевой компании Илья Якубсон.
По подобному пути пошли и в Карелии. В республике для малоимущих граждан откроют социальные магазины. Для организации торговых точек используют сеть потребкооперации. Кроме того, чиновники обещают организациям, которые захотят участвовать в проекте и откроют социальные магазины на уже имеющихся торговых площадях, предоставить субсидии на компенсацию части выпадающих доходов при продаже товаров первой необходимости. Как прокомментировала пресс-секретарь главы региона, республиканские власти планируют открыть магазины в течение месяца.
Андрей Заостровцев, профессор Школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге:
— Все кампании по регулированию цен возникают как некие PR-ходы, призванные успокоить покупателей с низкими доходами. Начинает один регион, затем другой подхватывает, но тогда и остальные не могут оставаться в стороне от модного поветрия.
При этом существует риск, что подобные мероприятия могут дорого обойтись бизнесу, если еще подорожает валюта или поставщики поднимут закупочные цены. Особенно в случае с импортными товарами или продукцией с долей импорта, где исчерпан далеко не весь потенциал роста. Конечно, поставщики могут поискать "внутренние резервы" снижения издержек, но эти резервы — не безграничны. Для потребителей плюсы от фиксации цен также неочевидны. Товары с регулируемой стоимостью могут исчезнуть из ассортимента магазинов, стать дефицитными, потерять в качестве. В условиях фиксированных цен выигрывают покупатели, которые располагают временем стоять в очередях или обходить много торговых точек.
Как мне кажется, лучшее, что могут сделать местные власти для борьбы с инфляцией, — это создавать благоприятные условия для развития конкуренции, приглашать в регион новых производителей, поставщиков и продавцов товаров. Или, по меньшей мере, не препятствовать конкуренции.