Чемпионов масс-маркета вроде Zara или Forever 21 любят и ценят за умение удачно скопировать подиумные новинки. Когда у них случаются конфликт с люксовыми брендами вроде Diane von Furstenberg или Vetements, симпатии аудитории обычно на их стороне. Но в последнее время массовые марки всё чаще попадаются на краже идей у беззащитных независимых дизайнеров и иллюстраторов. «Секрет» собрал несколько таких историй.
Forever 21
Американский ритейлер Forever 21 не раз попадалась на воровстве как у люксовых брендов, так и у небольших независимых.
Только в этом году компанию обвиняли в краже дизайна у маленького бренда бижутерии Sorelle, копировании толстовки малоизвестной марки спортивной одежды Alala, повторении дизайна чехла для смартфона инди-бренда Valfré.
15 сентября компания WORD из Лос-Анджелеса, с которой сотрудничают только женщины-дизайнеры, пожаловалась в инстаграме, что Forever 21 скопировал дизайн их фирменных футболок.
На футболках, созданных дизайнерами Зойлой Дартон и Анджелой Карраско, девять раз на разных языках повторяется слово «женщина». Доходы от их продажи WORD передаёт американской Федерации планирования семьи, которая оказывает бесплатные акушерские услуги, занимается профилактикой венерических заболеваний и сексуальным просвещением.
После того, как президентом США стал Дональд Трамп, государственное финансирование некоммерческой организации резко сократилось. Теперь WORD опасается, что иссякнет и другой источник дохода.
Футболки Forever 21 выглядят примерно так же, но стоят почти в два раза дешевле. Отличие только в том, что Forever 21 выбросил надписи на арабском, китайском, иврите и суахили. На обвинения в плагиате компания не ответила, но футболки с принтом тихо исчезли из магазинов.
Penneys (Primark)
В марте 2017 года ирландский дизайнер одежды Зое Кэрол Вонг обнаружила, что местная компания Penneys, за пределами страны известная под брендом Primark, скопировала дизайн блузки из её весенне-летней коллекции 2016 года.
Вонг сама шьёт и продаёт одежду на сайте и в небольших мультибрендовых магазинах Дублина. О поступке Penneys Вонг сначала написала в своём инстаграме, а потом опубликовала открытое письмо.
В своём письме дизайнер заметила, что не существует никаких механизмов защиты маленьких брендов и независимых дизайнеров. «Я увидела ужасную сторону мира моды», — заключила Вонг.
Представители бренда ответили на это обращение: никто в Penneys не видел работ Вонг и поэтому не мог ничего у неё украсть.
Inditex (Zara и Bershka)
В июле 2016 года американский иллюстратор Тьюсдэй Бэссен написала в инстаграме, что Zara целый год копировала её лучшие работы.
Адвокат Бэссен связался с компанией Inditex, которой принадлежит бренд. Там ему, как он говорит, заявили, что бороться бесполезно: 160 000 подписчиков в Instagram не делают иллюстратора «достаточно известной», а Zara — корпорация, сайт которой посещают 98 млн человек в месяц.
«Удручает то, что мне приходится тратить все свои деньги, просто чтобы защитить то, что по закону — моё», — написала после этого иллюстратор. Только за составление претензии в адрес Inditex адвокат взял с неё $2000. Бэссен попросила подписчиков распространить её сообщение в социальных сетях, чтобы предать историю максимально широкой огласке.
Бэссен не единственный независимый иллюстратор, конфликтующий с Inditex. Графический дизайнер из Нью-Йорка Адам Джей Куртз даже создал посвящённый этой проблеме сайт ShopArtTheft. Сейчас там уже более 40 примеров.
«Один подобный инцидент можно было бы назвать случайностью, но то, что это происходило уже много раз, невозможно простить, — пишет Куртз на ShopArtTheft. — Международный бренд модной одежды Zara, похоже, украл десятки произведений независимых иллюстраторов, дизайнеров и брендов, в том числе, Тьюсдэй Бэссен и Адама Куртза (это я). Помогите нам привлечь компанию к ответственности, защитить интеллектуальную собственность и добиться справедливой компенсации».
Inditex согласилась провести внутреннее расследование. В итоге часть вещей Zara сняли с продажи. Это был бы очень красивый финал, но Бэссен его слегка подпортила, заявив, что представители Inditex в процессе пытались её запугать.
Topshop
Азербайджанский художник Фаиг Ахмед создаёт ковры ручной работы, сочетая традиционные национальные мотивы с цифровым искусством: берёт классический ковёр с этническим орнаментом, изменяет его структуру и превращает в арт-объект. В начале июня 2016 года Ахмед обнаружил свой дизайн на мужских футболках принадлежащего Topshop бренда Topman.
Ахмед связался с Topshop, но бренд переложил ответственность на своего поставщика — американскую компанию Globe. Дальше дело не пошло. Художник хотел бы продолжить отстаивать свои права, но международное разбирательство обошлось бы ему слишком дорого (от 20 до 50 тысяч фунтов).
«Я не удивлён случившимся, потому что плагиат — обычная практика для крупных компаний, — сетует Ахмед. — К сожалению, судиться очень дорого. Не каждый художник может себе позволить. Я, например, вообще не зарабатываю на своём творчестве, так как это противоречит самой идее искусства».