Компания Kodak меньше чем за 10 лет сумела вырваться в лидеры цифровых технологий. Но бумажные газеты, несмотря на многочисленные прогнозы экспертов, не умрут никогда, считает Филип Фарачи.

В 1888 г. основатель Kodak Джордж Истман выпустил в свет новинку, которая тут же стала хитом. Это была простейшая камера: затвор с одной выдержкой, объектив с постоянной диафрагмой от 2,5 м до бесконечности — плюс никакой возни с проявлением пленки. Она тут же полюбилась покупателям. Отщелкав 100 кадров, владелец отправлял весь фотоаппарат фирме-изготовителю. Там печатали все удачные снимки, заряжали в камеру новую пленку и отправляли все обратно владельцу. Фотоаппарат стоил $25, операция по проявке — $10. Это было сравнимо с месячной зарплатой простого клерка, но все же было дешевле, чем у конкурентов. Но главное, теперь владельцу камеры для занятий фотографией не требовалось никаких специальных знаний. Лозунгом новой компании стало: «Вы нажимаете кнопку — мы делаем остальное».

К началу XXI в. Kodak переживала не лучшие времена. Наступление цифровых технологий, казалось, приговорило обычные катушечные фотоаппараты к вымиранию. Хотя инженеры Eastman Kodak еще в 1976 г. разработали первую в мире цифровую фотокамеру, компания оказалась не готова к массовому переходу на цифру. В 2002 г. компания изменила стратегию, сосредоточившись на цифровых технологиях. В итоге сейчас в своем сегменте Kodak лидирует, оставляя позади конкурентов — Fuji, Konica, Agfa и 3M. Но маркетинговая стратегия компании не изменилась с 1888 г. Она по-прежнему хочет максимально облегчить непрофессиональному владельцу камеры процесс фотографирования. От него требуется лишь навести камеру и нажать кнопку — остальное делает Kodak.

В недавнем интервью «Ведомостям» основатель Mail.ru Group Юрий Мильнер уверял, что будущее — за цифровыми технологиями, говорил, что появилось целое поколение, для которых интернет — сродни мобильному телефону, а на вопрос, умрут ли газеты, ответил: «Посредническая деятельность любого рода со временем окажется под большим давлением, не только в медиа, ведь расстояние между производителем и потребителем стремительно сокращается. Классический пример сокращения посредника в виде магазина, продавца и кассира — Amazon. Уже сейчас возможны медицинские консультации через интернет, недалеко до возможности удаленной постановки диагноза». Но президент Eastman Kodak Филип Фарачи не верит в окончательную победу цифровых технологий. Как бы далеко ни зашла наука, наши потомки не откажутся от бумажных газет, книг и даже пленочных фотоаппаратов, уверяет он: «Бумажные издания не исчезнут никогда. Представьте, что все ваши соседи читают прессу на iPad и ноутбуках. А к вашему крыльцу почтальон каждый день приносит газету. Как же вы будете выделяться среди остальных! А рекламодатели готовы будут заплатить большие деньги, чтобы сообщить целевой аудитории о своих товарах. Ведь издания, которые станут читать наши внуки, будут узкоспециализированными. В Европе четко прослеживается тенденция: растут тиражи изданий “по интересам”: про рыбалку, охоту, домашних животных, вязание и прочее».

— С чего началось ваше знакомство с Kodak?

— C момента рождения. В тот год Kodak проводила промоакцию. Родителям новорожденных в США дарили фотоаппарат. Было роздано огромное количество камер — компания рассчитывала покрыть эти расходы за счет продаж фотопленки. Получил такой подарок и мой отец.

— Какой была первая работа?

— Я окончил университет с дипломом по прикладной инженерии. В молодости занимался ландшафтными работами. Попросту говоря, сажал деревья. Первую серьезную работу получил в компании НР. Они наняли меня еще в колледже, где проводили интервью со студентами. Я должен был следить за работой конвейера и устранять возникающие неполадки. В НР я проработал 22 года.
«ТРАНСФОРМАЦИЯ БЫЛА ПОТРЯСАЮЩЕЙ»

— Какова структура доходов Kodak?

— Пока на каждое из подразделений (см. справку) приходится около трети доходов. Но из-за развития цифровых технологий производство пленки постепенно приходит в упадок. В 2002 г. компания решила избавиться от зависимости от продаж пленки. Мы проделали огромный путь, чтобы превратиться в производителя цифровых товаров. В прошлом году 70% нашего дохода принес именно цифровой бизнес. Трансформация, которую пережил Kodak, была потрясающей. Как если бы Россия перестала зависеть от добычи нефти.

— Какую из цифровых технологий компания считает главной для себя?

— Коммерческую и цифровую печать. Струйные принтеры производят настоящую революцию в области индивидуализации полиграфии. Например, в издании газет. Скорость работы и стоимость одного оттиска позволяет куда дешевле, чем при традиционной печати, издавать свои варианты газеты в зависимости от региона продажи, целевой аудитории или времени поступления газеты в распространение. The Chicago Tribune будет печатать сотни разных вариантов одного и того же выпуска. Явно прослеживается эта тенденция и в Бразилии, где федеральные СМИ начали индивидуализироваться, чтобы предоставлять жителям каждого региона информацию, интересующую именно их.

— Какие тенденции прослеживаются в сфере промышленной печати?

— Печать становится более целевой, тиражи — мелкими. Это касается не только газет. Такие же изменения происходят, например, и в производстве упаковок. Менеджеры по маркетингу хотят, чтобы упаковки, предназначенные для различной аудитории и регионов, слегка отличались друг от друга.
«БУМАЖНОЙ КНИГЕ НЕ СТРАШЕН ПЕСОК»

— Сильно ли конкуренция с интернет-изданиями и онлайн-версиями печатных СМИ влияет на тиражи?

— По всему миру тиражи СМИ упали в 2009 г., но в 2010 г. начали восстанавливаться. В среднем по миру они растут, но крайне незначительными темпами. В развитых странах печатается все меньше газет, журналов и книг. Это компенсируется ростом тиражей в развивающихся странах. Причина — рост грамотности в развивающихся странах. Еще одна тенденция — переход от черно-белой печати к цветной, несущей большую информационную нагрузку.

— Коммерческая печать чувствует себя лучше?

— Она растет примерно такими же темпами, как ВВП. Я говорю о печати упаковок, меню, постеров, буклетов и даже печати на столешницах для кафе и ресторанов.

— Есть ли шанс, что наши внуки будут читать бумажные издания?

— Обязательно будут. Бумажные издания не исчезнут никогда. Представьте, что все ваши соседи читают прессу на iPad и ноутбуках. А к вашему крыльцу почтальон каждый день приносит газету. Как же вы будете выделяться среди остальных! А рекламодатели готовы будут заплатить большие деньги, чтобы сообщить целевой аудитории о своих товарах. Ведь издания, которые станут читать наши внуки, будут узкоспециализированными. В Европе четко прослеживается тенденция: растут тиражи изданий «по интересам»: про рыбалку, охоту, домашних животных, вязание и прочее.

— Вы, наверное, считаете, что и бумажные книги не уступят место электронным?

— Не уступят. Я не возьму с собой на пляж iPad или электронную книгу. Ведь я точно знаю, что бумажный томик можно бросить рядом с шезлонгом, уйти купаться, а вернувшись, застать его там, где оставил. С iPad я не рискну провести такой эксперимент. Бумажной книге не страшен песок, и она куда меньше электронной бумаги боится воды.
«МЫ ДЕЛАЕМ УПОР НА ДЕШЕВИЗНУ»

— А как же кино- и фотопленка?

— Практически все переходят на съемку цифровыми камерами, но минимальный спрос на кино- и фотопленку все-таки останется. С их помощью можно получать эффекты, недоступные цифровым камерам. Ряд профессионалов предпочтет использовать фотопленку, как бы ни развились цифровые технологии. Сейчас на пленочные модели приходится около 5% продаж, но даже в развитых странах вы купите одноразовую пленочную «мыльницу», а не цифровое устройство, если забудете взять в отпуск фотоаппарат или захотите, чтобы ваш ребенок поиграл в фотографа.

— Когда-то в прошлое ушел ряд устройств. Например, видеомагнитофоны. Какой еще техники мы можем лишиться?

— Практически перестанут выпускаться DVD-проигрыватели. Информация, которая распространяется на этом типе дисков, будет получаться on-line. Путь от VHS к DVD занял 12-14 лет. От DVD к Blu-Ray — 2-3 года. От Blu-Ray к главенству WiFi, когда подавляющая доля информации будет распространяться on-line, пройдет не более 2-3 лет.

— Какие цифровые потребительские товары пользуются сейчас наибольшим спросом?

— Хит продаж — бюджетные цифровые видеокамеры с высоким разрешением. Их продажи увеличиваются в среднем по миру на 300% в год. Возможность покупать недорогие видеокамеры появилась у людей относительно недавно, поэтому спрос не успел насытиться. Появляются новые опции, например водонепроницаемая камера или возможность смонтировать камеру на автомобиле, привязать к GPS и снимать ролики о своей езде. Сильно подстегнула спрос на камеры возможность выкладывать свои записи на всеобщее обозрение на YouTube.

— Какие еще есть перспективные товары?

— Отлично дела идут со струйными фотопринтерами для личного пользования. В России они пока не продаются. Здесь мы делаем упор на дешевизну расходных материалов. Картридж, позволяющий напечатать до 100 фотографий великолепного качества, может стоить после начала продаж в России 500 руб. Другой ходовой товар — фоторамки. Естественно, кроме показа фотографий современные рамки могут проигрывать видеоролики, показывать кино. Следующий шаг в их развитии — подключение к интернету. В память рамки вводятся данные электронной почты. Когда на нужный адрес приходят фотографии, цифровая рамка через WiFi скачивает их и показывает. Представьте, что вы в разлуке с вашей девушкой. Такие технологии дают возможность поддерживать постоянный контакт.
«ЗD ПОКА НЕ ВСЕМ ПО ВКУСУ»

— Смогут ли многофункциональные устройства со встроенными фотокамерами вытеснить цифровые «мыльницы»?

— У этих устройств разное качество фотографий. iPhone — отличное устройство, чтобы делать небольшие фотографии. Но их качество не слишком высоко. Попытайтесь увеличить снимок — и вы сами в этом убедитесь. Производителям мультифункциональных устройств всегда придется искать компромисс между разными функциями. Те, кому важно качество, предпочтут купить просто фотоаппарат.

— Но вы не упомянули фотоаппараты среди перспективных товаров.

— В России и развивающихся странах рынок цифровых мыльниц далек от насыщения. Но на Западе он достиг своего пика и вряд ли будет расти дальше. Практически у каждого человека есть фотоаппарат. Ключевой вопрос для развития бизнеса — насколько часто люди будут их менять ради того, чтобы получить новые опции. В этой области мы ведем основную работу по нескольким направлениям.

— Каким же?

— Чтобы даже непрофессионал мог снять кадр отличного качества. И чтобы ему было легко поделиться своими фотографиями с друзьями. Новые камеры можно запрограммировать так, что как только они окажутся в зоне WiFi, то автоматически отправят выбранные пользователем кадры на электронную почту. Откуда, например, их скачают фоторамки ваших друзей.

— Вы ничего не говорите о 3D-технологиях, хотя сейчас появились даже домашние телевизоры 3D.

— На сегодняшний день трехмерные технологии — это эксперимент, находящийся в самом разгаре. Я верю, что со временем трехмерная съемка будет становиться все более и более простым делом. Но 3D пока не всем по вкусу. У многих на трехмерных киносеансах просто начинает болеть голова. 3D необходимо сначала стать более реальной технологией.

— Инвестируете ли вы в 3D-фотоаппараты?

— Нужно сказать, что Kodak изобрела технологию 3D-печати более 20 лет назад. Мы хорошо разбираемся в этой теме. Мы можем печатать в 3D, показывать фильмы и фотографии 3D. Могли бы сделать и трехмерный фотоаппарат, но не ведем сейчас таких разработок. Мы не видим возможностей по их коммерческому использованию. Это крайне узкий сегмент рынка. Хотя в будущем, несомненно, технология станет более жизнеспособна и распространена.

«БУДУЩЕЕ — ЗА ТЕХНОЛОГИЯМИ ПО ОБМЕНУ ИНФОРМАЦИЕЙ»

— За какими же технологиями будущее?

— Думаю, за технологиями по обмену информацией. Представьте, что вы поехали в отпуск. На том же курорте оказались люди, которые могут быть вам знакомы. Скажем, вы в друзьях друг у друга в социальной сети. Вам об этом сообщат. И если вы захотите, то сможете просматривать фотографии и ролики друг друга, объединять их в общие альбомы и так далее. Кроме того, вас снабдят профессиональными фотографиями места отдыха и окрестностей и информацией о регионе, которую вы посчитаете нужной получить.

— Но ведь совсем необязательно, что у всех будут камеры Kodak.

— Необходимо создать единый формат, чтобы люди с гаджетами разных производителей могли обмениваться информацией. Чтобы не было, как сейчас, когда друг с iPad не может посмотреть мой ролик на YouTube. Мы ведем переговоры с разными производителями об общей базе. С кем-то они идут легче, с кем-то сложнее. Например, технологии Kodak полностью совместимы с технологиями Sony. А вот с Apple общение идет труднее, предстоит решить вопросы интеллектуальной собственности.

— Какие гаджеты вы носите с собой?

— BlackBerry и пару камер. Как правило, в кармане лежит мини-видеокамера Kodak PlaySport и фотоаппарат Kodak EasyShare Z950. Несмотря на небольшой размер, у него 10-кратный зум и большой экран, на котором удобно показывать фотографии. В машине вожу профессиональный Kodak Z981.

— Есть ли у вас фотопринтер?

— Есть. И думаю, что использую его куда чаще, чем кто-либо еще. Я храню фотографии и on-line, и в бумаге.

— Зачем печатать фотографии, если их можно показать на фотоаппарате, мониторе или цифровой рамке?

— Огромное количество фотографий так и остается на карте памяти фотоаппарата и со временем стирается. Множество снимков существует только на жестком диске компьютера или в интернете. Распечатывается очень мало снимков, и между 2000 и 2007 гг. их становилось все меньше. Но с 2008 г. люди снова увлеклись бумажными фотографиями. Ведь фотоальбом или распечатанные снимки гораздо удобнее показывать друзьям, пускать по рукам, чем фотографии на экране. В конце концов, когда у вас рождается ребенок, вы обнаруживаете, что ваша жена принимается печатать уйму его фото, чтобы поделиться ими с подругами или поставить дома на полку.

Kodak: потенциал работы в России
1,5% такова доля от продаж в России в общей выручке. Любая сопоставимая по населению страна, например Мексика, Канада, Бразилия, приносит не менее 3%, так что продажи в России могут вырасти в 2–3 раза, говорит Фарачи. Он считает, что для этого в России достаточно ресурсов: «У вас очень образованные работники и весьма разумные (заметьте, я не сказал дешевые) расценки на рабочую силу. Если не брать в расчет Москву, то в области человеческих ресурсов Россия весьма конкурентоспособна». Немало внимания сейчас российский офис уделяет проекту «Сколково», продолжает Фарачи: «У российской математической и физической школы есть огромный потенциал. Kodak давно работает с российскими учеными, заказывая им математические исследования. Кстати, шеф научно-исследовательского подразделения, занимающегося интернет-разработками, – русский. Большие перспективы может открыть и развитие нанотехнологий в России». При этом президент Kodak пока не знает, будет ли компания открывать свой центр в Сколкове: «Я встречаюсь с российскими чиновниками, чтобы определить, какие возможности открывает «Сколково». Видимо, это будут проекты в сфере аналитики, нанотехнологий».

Биография
Родился в 1955 г. Получил степень бакалавра механики в университете Калифорнии. По окончании университета начал работать в Hewlett-Packard – прошел путь от инженера до вице-президента – исполнительного директора подразделения InkJet Imaging Solutions Group (разработка систем струйной печати и визуализации)
2001 главный исполнительный директор Phogenix Imaging (совместное предприятие HP и Eastman Kodak по разработке и производству аппаратов струйной фотопечати)
2004 глава подразделения цифровой визуализации, затем старший вице-президент Eastman Kodak
2007 президент и генеральный директор Eastman Kodak

Справка:
Eastman Kodak
холдинговая компания
Финансовые показатели (US GAAP, девять месяцев 2010 г.):
Выручка – $5,26 млрд,
Чистый убыток (за вычетом доли меньшинства) – $92 млн.
Все акции в свободном обращении, крупнейшие акционеры – Legg Mason Capital Management (21,6%), Vanguard Group (5,5%), BlackRock Institutional Trust Company (5,1%).
Капитализация – $ 1,45 млрд.
Компания разделена на три направления. Graphic Communications Group (промышленная и коммерческая печать), Consumer Digital Imaging Group (потребительские цифровые товары) и Film, Photofinishing and Entertainment Group (фото- и кинопленка).

$380 млн или около 5% выручки. Столько ежегодно Kodak тратит на исследования. Фарачи говорит, что в основном эти деньги уходят на исследования технологий коммерческой печати, технологии захвата изображения, немалую долю бюджета занимают исследования технологий памяти, а также нанотехнологии: «Например, в чернила добавляются нанопигменты, дающие крайне чистый цвет и прозрачность краски. Можно печатать на бумаге высокого качества, на окнах (не в Москве – тут мало солнца, а вот в Саудовской Аравии получаются весьма красивые витражи), наносить рисунки на автомобили. Нанопигменты позволяют не выцветать рисунку гораздо дольше, чем при обычной краске».

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments