В связи с ликвидацией Министерства доходов и сборов возобновлена деятельность Государственной налоговой службы и Государственной таможенной службы. Руководители этих двух ведомств заняли должности заместителей министра доходов и сборов Украины.
Forbes уже писал о назначении Игоря Билоуса "главным налоговиком Украины", которое состоялось 12 марта. Чуть больше чем через неделю, 20 марта, широкой бизнес-общественности был представлен новоназначенный "главный таможенник страны" – Виталий Науменко.
Встреча с бизнесменами и журналистами состоялась в помещении отеля Hayatt Regency. Представителям бизнеса была дана возможность услышать о главных приоритетах, которые определены новым руководством Министерства доходов и сборов. Примечательно, что организаторами этого мероприятия стали Европейская бизнес ассоциация совместно с Американской торговой палатой.
Комментарии коллег нового таможенника относительно его назначения на эту должность имели сугубо положительную окраску. Тарас Качка, вице-президент по стратегическому развитию Американской торговой палаты, рассказал, что история выбора глав таможенной и налоговой служб была довольно прозрачной. "Арсений Яценюк дал возможность бизнесу сделать свой выбор. Для нас этот человек (Виталий Науменко. – Forbes) очень близок: в последние несколько лет Виталий Петрович был одним из председателей в Таможенном комитете палаты.
Там им был разработан большой план действий по модернизации таможенной службы, поэтому он пришел на должность с уже продуманными действиями", – говорит он. Сопредседатель таможенного комитета Европейской бизнес ассоциации Роберт Зелди тоже одобрил подобный выбор: "Этот человек видел две стороны таможенного дела, у Виталия Петровича есть опыт руководства в Гостаможслужбе, и в то же время он долго работал в компании "большой четверки" – KPMG".
Сам Виталий Науменко отметил, что главная миссия деятельности обновленного Министерства доходов и сборов – налаживание общего канала коммуникаций, отмена двойных стандартов и имплементация лучшего мирового опыта.
Forbes представляет главные тезисы Виталия Науменко, озвученные во время встречи с бизнесменами и прессой.
О таможенном сервисе
Таможенная служба должна превратиться в сервисную службу. Известно, что уровень доверия к таможенным органам со стороны бизнес-сообщества упал. Существует проблема информационного обмена между таможенными органами и бизнес-сообществами.
Моя задача − сделать так, чтобы таможенная служба работала с бизнесом по одинаковым правилам. Меры, которые должны быть приняты в досрочной перспективе − создание совместных рабочих групп с представителями добросовестного бизнеса для всесторонней проработки проблемных вопросов.
Я сам принимал участие в разработке целого пакета законодательных актов, касающихся различных аспектов деятельности, которые необходимо принять для Украины. Также мы должны совместно решить проблему внедрения эффективной системы обмена информацией между таможенными органами и компаниями, в частности, информацией о ценовых показателях. Поэтому мы должны прийти к диалогу.
Вопрос, который появится в перспективе − имплементация лучшего мирового опыта по вопросам таможенной оценки, классификации товаров, осуществления таможенных процедур. Мир уже прошел этот путь, поэтому мы должны обеспечить воплощение тех международных норм, которые уже наработаны. За счет принятых мер мы получаем стимулирование инвестиционной деятельности и развитие торговли Украины, устранение искусственных барьеров развития бизнес-климата и уменьшение налоговой нагрузки на бизнес.
О цветах импорта
До тех пор, пока контрабандный товар можно будет реализовать в Украине, у нас будет "серый" импорт. Мы должны помнить, что все позитивные наработки, которые были созданы за годы существования Министерства доходов и сборов по контролю, должны быть сохранены. Мы говорим о том, что бизнес сможет очиститься от контрабанды, когда будут созданы нормальные условия налогообложения. Государство должно создать инструменты планирования и реализации совместных мероприятий по предупреждению контрабанды товаров, обеспечению контроля за движением товаров по всей цепи поставок, не допускать фактов избежания наказаний за совершенные таможенные правонарушения и усиливать роль пост-аудит контроля.
Когда я читаю Таможенный кодекс, могу сказать, что он лучший в мире. Международные эксперты поставили ему высокую оценку, он ориентирован на международные правовые нормы. Наша главнейшая задача − его выполнение на практике.
О высоких технологиях
Что касается технологических внедрений. Сегодня мы можем говорить о полномасштабном электронном декларировании. Я никогда не боялся внедрять определенные инновации, ведь за ними − перспектива. Поэтому я настроен на уменьшение бумажного документооборота. Еще одна из важнейших задач − снять информационную нагрузку с бизнеса и обеспечить сверку определенных данных за счет обмена информацией с государственными органами власти.
Ближайшие шаги, которые мы сделаем, это решение вопроса ревизии действующих технологических схем оформления. И я знаю, что бизнес меня поймет. Мы настроены на пересмотр действующих технологий с целью их упрощения и будем более подробно работать с системой рисков. Те риски, которые мы предполагаем, мы не будем применять ко всем компаниям, они будут ориентированы только на определенные схемы нарушений.
У нас нет другого пути, кроме унификации деятельности по европейским стандартам. В Европе используется множество процессов, которые мы должны реализовать в Украине. Например, единственная транзитная система. За счет этого мы можем упростить некоторые процессы и достичь более быстрого таможенного контроля.
Об уменьшении количества
Уменьшение количества документов − важнейший вопрос. Нам нужно решить две основные проблемы: перегруженность электронной декларации документами и использование избыточного количества сканированных документов.
При этом должен быть осуществлен ряд действий, прежде всего − налаживание информационного обмена с другими органами государственной власти, использование информации из электронных баз данных без требования дополнительных документов. Мы будем соглашаться на то, чтобы максимально сократить их количество. А чтобы проводить этот контроль, нужно использовать новые технологии.
Пост-аудит − это очень хорошо для страны. Но любая таможенная система проходит несколько стадий развития. К сожалению, мы находимся на начальной стадии технологии пост-аудита.
О таможенной стоимости товаров
Нельзя делить компании между собой, но на этой встрече собрались компании, которые обладают большим инвестиционным потенциалом и обеспечивают развитие экономики Украины. Проблемы, которые возникают у "белого бизнеса", это проблемы методологического характера. Для того, чтобы их понимать и одинаково подходить к проблемам каждого, мы должны вести открытый диалог по тем методам, которые используют таможенные органы при контроле. Задача бизнеса − не допустить этих нарушений, наша − обеспечить полноту поступления налогов в бюджет государства.
Компании, подобные вашим (обращается к представителям бизнес-кругов), имеют одну проблему − взаимосвязанные лица. Мой опыт свидетельствует, что связанность лиц влияет на процедуры ценообразования. Таможня не должна говорить о том, что факт взаимосвязанности лиц является основанием для повышения таможенной стоимости. Таможня в рамках законодательства должна создать доказательную базу. Я буду поддерживать "белый бизнес".
Относительно таможенной стоимости существует не только кодекс таможенной оценки. Есть определенные наработки в мире, где уже несколько стран сталкивались с подобными проблемами. Этот опыт был обобщен, и на его базе были предоставлены рекомендации таможенным органам. Их надо воплощать в жизнь, чтобы иметь определенные инструкции как для бизнеса, так и для таможенных органов, чтобы решать спорные вопросы. На мой взгляд, у нас нет сейчас необходимых инструментов, для того чтобы обеспечить реализацию Кодекса 2061. Поэтому будет сложно работать с компаниями, которые работают не "по-белому", а используют определенные схемы. Здесь нужно работать над законодательством.
О практике предварительных решений таможенных органов
Мне очень нравится эта идея, хотя я не знаю, как ее реализовать. Предварительные решение таможенных органов – по коду, по странам происхождения, по таможенной стоимости, в порядке, предусмотренном этим же Таможенным кодексом. Внимательно прочитав кодекс, вы не найдете этого порядка. Если будет вариант получения предварительного решения по стоимости, вы сможете делать прогнозы. Из своего опыта могу сказать, что когда в 2008 году я впервые приобщился к контролю таможенной стоимости, был шокирован тем, насколько быстро все меняется. И иногда эти изменения невозможно отследить, а товаров много. Вы должны понять, что если все 100 000 предприятий будут претендовать на предварительное решение по стоимости товара, а через месяц мировые цены изменятся, то предоставить такую информацию нереально. Я буду ставить задачи по реализации этой идеи в Украине, поскольку некоторые страны уже имеют такой опыт, и его нужно изучить и перенять.
Об апелляционных процедурах
Это больной вопрос, ведь существует конфликт интересов. Одна сторона контролирует, другая – платит, желая платить меньше. И это нормально. При обжаловании решения существует проблема очень длительного времени рассмотрения жалобы. Я считаю, что необходимо повысить профессиональный уровень таможни и подразделений, которые будут обрабатывать обжалования. Нужно создать новую качественную структуру – специальное структурное подразделение по рассмотрению жалоб в центральном аппарате таможенной службы. Оно должно быть укомплектовано профессиональными юристами. Мой посыл – в том, что, когда таможня будет отказывать определенной компании, она будет делать это профессионально и обоснованно.
О кадровых изменениях
Кадровые изменения – это тоже больной вопрос. Я не могу и не буду всех менять на должностях. Чтобы работать в этой сфере, нужно иметь профессиональные навыки, соответствующее образование и опыт. Для изменения ситуации с кадровым составом нужно время. Конечно, будущее – за молодыми кадрами. Но при этом должен учитываться профессиональный уровень, психологическая подготовка и моральный уровень претендента на должность.
В перспективе мы должны создать комиссию по контролю подбора персонала, чтобы не было единоличных решений. Должны проводиться адекватные служебные проверки и действенный внутриведомственный контроль, нужно создать систему учета нарушителей. Это должно дать продуктивные результаты – противодействие коррупции и злоупотреблению служебным положением, а также повышение уровня доверия со стороны бизнеса.
О системе быстрого реагирования
Во-первых, мы намерены создать группы оперативного реагирования на случаи нарушений в зонах деятельности таможен, а также – систему независимого мониторинга для реагирования на нарушения. Этот подход обеспечит возможность оперативного пресечения коррупционных проявлений и достижения превентивного эффекта для работников местных таможен.
О наказании виновных в коррупции
Поступает очень много информации, но мы должны иметь доказательную базу. Было задание создать горячую линию. Будет реагирование на нарушения. Я намерен создать полноценную систему реагирования на сигналы от бизнеса о возможных коррупционных проявлениях. Нас ждет создание кадровой комиссии по отбору кандидатов на должности, чтобы процедура при принятии на работу была прозрачной.