Кризис сильно ударил по китайской Lenovo, в 2004 г. выкупившей у американской IBM бизнес по производству персональных компьютеров (ПК). Два года подряд компания несла убытки и лишь в 2009 г. вернулась к прибыльности, признался «Ведомостям» Ян Яюанцин, недавно вернувшийся на пост президента Lenovo. А продажи за пределами Китая убыточны до сих пор. Но улучшить положение дел, по мнению президента Lenovo, не так уж и сложно. Компьютеры должны быть качественные (в этом Lenovo помогают технологии IBM) и дешевые (для этого достаточно выпускать их в Китае), а скорость исполнения заказов — как можно более высокая.

— Вы впервые в России?

— Я в России уже второй раз. В первый раз я прилетал три года назад с делегацией, возглавляемой председателем КНР Ху Цзиньтао. Мы тогда участвовали в мероприятиях, связанных с проведением года Китая в России. Тогда правительство Китая проводило в Москве масштабную выставку, присутствовало много высокопоставленных гостей. Я уже тогда представлял на выставке компанию Lenovo, которая была одним из важнейших участников выставки, и лично общался с тогдашним президентом России Владимиром Путиным, рассказывал ему про Lenovo. У нас был очень интересный диалог. Работавший на стенде сотрудник случайно пролил воду на один из наших продуктов, и президент Путин в шутку спросил меня: а что будет, если пролить не воду, а китайскую водку? Я так же в шутку ответил: производительность оборудования еще вырастет (смеется).

— А с чем связан ваш нынешний приезд?

— Это мой первый визит в Россию в ранге президента компании. Я занял этот пост в феврале [2010 г.]. Как раз тогда было принято решение усилить позиции Lenovo на важнейших для нее рынках и было решено организовать выездные мероприятия с участием высшего руководства компании в этих ключевых странах. Целью было изучить на месте ситуацию со спросом и предложением, познакомиться с нашими зарубежными сотрудниками и выработать наилучшую стратегию развития на этих рынках. А Россия — одна из ключевых стран для Lenovo.

— Как кризис повлиял на глобальный компьютерный рынок и на Lenovo?

— Воздействие мирового финансового кризиса на Lenovo оказалось очень значительным. Это как раз одна из причин, по которой у нас сменилось руководство. Так получилось, что до кризиса основными клиентами нашей компании на международных рынках были крупные корпоративные заказчики, а от кризиса в первую очередь пострадали именно крупные предприятия. Они стали сокращать расходы, а простейший способ сократить расходы — урезать затраты на IT-продукцию. И по результатам двух финансовых годов, прошедших с начала кризиса, Lenovo показала далеко не самые хорошие результаты. Мы потеряли около $200 млн.

С моим приходом на должность президента мы приняли новую стратегию. Мы обозначили те позиции, завоевания на которых необходимо удержать, и те, на которых мы должны обеспечить решительный прорыв, пойти в наступление. Защищать необходимо наши доминирующие позиции на китайском рынке, ядро нашего бизнеса, а также крупных корпоративных клиентов, которые у нас есть по всему миру. Эти завоевания нам необходимо удержать, чтобы сохранить стабильный доход, зарабатывать прибыль, которую можно было бы вкладывать в активное наступление по другим фронтам и в разработку новой продукции.

А направление для прорыва — рынки ряда стран, в том числе России, и сегмент конечных пользователей. Например, в России у нас сейчас довольно много рекламы.

Благодаря новой стратегии в последнее время ситуация в Lenovo существенно улучшилась. По итогам прошлого финансового года (завершившегося в марте) мы не просто вышли на докризисный показатель по объему поставок, но даже превзошли его на 15%. И, что еще более важно, мы вернулись к прибыли. Если в предыдущие два года мы потеряли $200 млн, то последний год закончили с той же цифрой, только в плюсе.

— Какая часть бизнеса Lenovo формируется за счет продаж в Китае?

— Могу сказать так: практически вся прибыль генерируется в Китае. В прошлом году она составила около $300 млн. А на рынках других стран мы пока терпим пусть небольшие, но убытки. Там мы потеряли примерно $100 млн [в прошлом году]. Важнейшие зарубежные рынки для Lenovo — Америка, Европа, Япония и Австралия. На рынках развитых стран, которые как раз и принесли нам основную часть убытка в кризисные годы, теперь ситуация существенно улучшилась.

— Что именно вы предпринимаете для укрепления позиций на рынках за пределами Китая? И как планируете укрепляться в сегменте частных пользователей?

— Во-первых, это продажа на всех рынках качественной хорошей продукции, с высокой конкурентоспособностью. Во-вторых, мы обращаем большое внимание на бизнес-модель, постоянно ищем новые каналы продаж за рубежом, подходящих партнеров. Нам интересны крупные ритейлеры. И мы надеемся, что за счет скорости поставок, контроля себестоимости и высокого качества продукции мы также будем интересны таким компаниям.

— В России в прошлом году поставки компьютеров Lenovo выросли на 258%. Как вам это удалось?

— Мы делим все рынки на развивающиеся и развитые. Россия для нас — один из важнейших развивающихся рынков, и мы считаем, что можем успешно копировать и использовать здесь опыт развития в Китае.

— Какой, например?

— Во-первых, это продажа качественной продукции с учетом потребностей рынка. Во-вторых, партнеры, каналы сбыта. И третье — скорость работы, поставки продукции, а также темпы создания на территории России определенных [коммерческих] структур, их расширения.

— Вы говорите об одновременном контроле себестоимости и высоком качестве компьютеров. Но обычно производство более качественного товара требует больших вложений. Да и стоимость труда в Китае, говорят, растет…

— Я думаю, что, даже если цена рабочей силы в материковом Китае вырастет еще больше, все равно затраты [на производство] останутся намного ниже, чем в странах Западной Европы и Америки. Слишком велика разница.

А качеству продукции мы уделяем очень большое внимание. Наши ноутбуки ThinkPad являются одними из лидеров по качеству на мировом рынке. Именно по этой причине многие крупные предприятия предпочитают покупать ноутбуки этой серии.

— Спрос на ноутбуки в мире сейчас гораздо выше, чем на настольные модели. Какая доля продаж Lenovo сейчас приходится на ноутбуки? И есть ли разница в норме прибыли между ноутбуками и десктопами?

— На ноутбуки сейчас приходится примерно 60% сбыта. А уровень прибыльности примерно один и тот же в обоих сегментах, так что с точки зрения прибыли соотношение примерно такое же: 60% приходится на ноутбуки и 40% — на настольные ПК.

— Lenovo проявляла интерес также к классу портативных устройств, совмещающих черты нетбука и коммуникатора. Есть ли у вас наработки в этой области?

— Мы как раз представили ряд интересных устройств на недавней выставке электронной промышленности CES в США. Это и нетбуки, и смартфоны, и др. Например, планшетный ПК, не уступающий, а по ряду параметров, возможно, даже превосходящий продукцию Apple. Внешне это как будто бы обычный ноутбук, работающий на архитектуре Intel и технологиях IBM. Но особенность этой модели в том, что экран можно снять — и он превратится в планшет. Мы разработали для этого компьютера специальный интерфейс enjoy, позволяющий легко превратить его в устройство для чтения электронных книг, в экран для просмотра кино и т. д. Плюс полный комплект технологий беспроводного интернет-доступа — 3G и WiFi.

Причем это гибридная система: когда мы снимаем экран, превращая его в переносное устройство, то основной блок можно использовать независимо, подсоединив к нему другой, внешний монитор. Получается объединение двух устройств в одном корпусе.

— То есть вы разделяете увлечение рынка планшетными устройствами вроде iPad?

— Мы думаем, что у этих устройств есть определенное будущее. Люди привыкли и все больше привыкают пользоваться интернетом, а у ноутбуков все-таки есть определенные ограничения, не позволяющие находиться в сети постоянно. Поэтому устройства вроде смартфонов или планшетов имеют преимущество перед ноутбуками.

— Какую долю в выручке Lenovo сейчас формируют подобные устройства?

— Она пока невелика, поскольку мы только выходим на рынок. Например, гибридное устройство со съемным монитором, о котором я говорил, мы еще даже не выпустили на международный рынок и только начинаем продавать его в Китае. Концепция уже готова, но начинку таких устройств необходимо дорабатывать, подстраивать под каждый конкретный рынок. А для этого требуются местные партнеры. Очень надеемся, что мы найдем такого партнера и в России и начнем продавать такие устройства здесь.

— В прошлом году правительство Китая потребовало, чтобы все китайские производители компьютеров встроили в них специальный софт, ограничивающий загрузку сайтов сомнительного содержания. Многим вендорам это не понравилось. А Lenovo?

— Поскольку мы работаем на рынках многих стран, мы всюду следуем местному законодательству. А работаем в Китае — значит, делаем так, как говорит китайское правительство.

— В последнее время страны Запада, особенно США, все чаще критикуют Китай за интернет-цензуру. Бизнес Lenovo как китайской компании из-за такого отношения не страдает?

 — Мы предприниматели, для нас важен коммерческий успех на рынке. А государственные решения мы стараемся не комментировать.

Биография

Родился 2 ноября 1964 г. в Китае. В 1988 г. окончил факультет компьютерных наук Университета науки и технологий Китая
председатель совета директоров Lenovo

1989 начал работать в китайской компании Legend, переименованной в 2003 г. в Lenovo

1994 назначен руководителем бизнеса по выпуску компьютеров, два года спустя – вице-президентом Lenovo

2001 стал гендиректором и президентом Lenovo

2005 вернулся на пост президента Lenovo

Справка:

Lenovo
Производитель компьютеров
финансовые показатели (финансовый год завершился 31 марта 2010 г.):
Выручка – $16,6 млрд,
Чистая прибыль – $129 млн.
Основные акционеры: Legend Holdings Ltd. (41,5%), инвестфонды TPG Capital, General Atlantic и Newbridge Capital (2,8%), 55,1% торгуется на фондовых биржах Гонконга и США.
Капитализация на 12 июля 2010 г. – $5,6 млрд.
Штаб-квартиры в Моррисвилле (США), Пекине (Китай) и Сингапуре. У компании 20 834 сотрудника по всему миру. По оценке Gartner, в 2009 г. Lenovo заняла 4-е место в мире по объему поставок ПК (6,98 млн компьютеров).

258%
На столько вырос объем поставок компьютеров Lenovo в Россию в 2009 г. «Россия для нас – один из важнейших развивающихся рынков, и мы считаем, что можем успешно копировать и использовать здесь опыт развития в Китае», – говорит Ян Яюанцин.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments