Крупнейшие торговые сети и производители электроники предложили "Яндексу" блокировать онлайн-магазины, торгующие через "Яндекс.Маркет" контрафактными товарами. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил источник, знакомый с деталями переговоров "Яндекса" с членами Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) и Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК).
По его словам, блокировка может производиться по запросу владельцев товарных знаков. Ритейлеры также настаивают, чтобы "Яндекс" предупреждал потенциальных покупателей о том, что они могут приобрести серую продукцию.
В переговорах принимают участие "Яндекс.Маркет", ритейлеры "М.Видео", "Связной" и Enter, а также представители вендоров Sony, Apple, Samsung, Canon и другие.
"Основная задача переговоров — убедить "Яндекс" и другие площадки блокировать серые интернет-магазины или отмечать их особым образом по аналогии c практикой ряда западных интернет-магазинов", — сказал источник.
Исполнительный директор АКОРТ Андрей Карпов подтвердил информацию о переговорах с "Яндексом" и обсуждаемых темах. "В формате проводимых консультаций рассматриваются разные варианты защиты потребителей от серой продукции, в том числе возможность перекрытия доступа недобросовестных интернет-ресурсов к популярным информационным площадкам и маркировка сайтов интернет-магазинов при наличии большой вероятности приобретения в них такой продукции", — сказал Карпов ИТАР-ТАСС. Директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов не стал раскрывать деталей переговоров ассоциации с "Яндексом".
В пресс-службе "Яндекса" сообщили, что компания "плотно работает с РАТЭК в качестве участника этой ассоциации и обсуждает с другими ее членами многие вопросы электронной коммерции". "Но мы не можем раскрывать детали, до тех пор пока все участники обсуждения не договорятся о единой позиции", — сказали в пресс-службе, добавив, что о предложениях АКОРТ не осведомлены, поэтому не будут комментировать эту тему.
В начале апреля президент и основатель розничной сети "М.Видео" Александр Тынкован в рамках общего собрания членов АКОРТ заявил, что "Яндекс" стал мегарегулятором рынка электронной торговли и должен нести ответственность за нарушение прав потребителей, которые могут купить контрафактный товар с помощью "Яндекс.Маркета". "Яндекс" создал поиск и сервис сравнения товаров, но в сервисе представлены товары, которые "в подавляющем большинстве являются контрафактными или продаются лицами, ведущими незаконную предпринимательскую деятельность", — отмечал Тынкован.
"Яндекс" сначала угрожал подать в суд из-за обвинений в продаже контрафакта. Но потом смягчил свою позицию. "Возникло недопонимание. Мы не продаем товары напрямую, поэтому мы убеждены в правильности нашей позиции", — говорил инвесторам финансовый директор "Яндекса" Александр Шульгин, выражая надежду на досудебное урегулирование спора.
"Яндекс" владеет сервисом "Яндекс.Маркет", который позволяет сравнивать цены на товары от различных продавцов. Осенью 2013 года "Яндекс" объявил о новой модели работы, когда пользователи могут оформлять покупки прямо на "Яндекс.Маркете", а интернет-магазины выплачивают "Яндексу" комиссию.