В Казани массово закрываются магазины сети "Пестречинка". Из 100 с лишним торговых точек в городе на сегодня осталось 12. После ремонта и изменений в интерьере они заработали под вывеской "365 вкусов". Как стало известно "Реальному времени", владелец прежних и новых филиалов — ОАО "Азык" из структуры холдинга "Ак Барс" начало ребрендинг. Эксперты кампанию одобрили, впрочем, не все уверены, что это поможет бывшей "куриной" сети выдержать жесткую конкуренцию в условиях кризиса.

"Мы прощаемся с Вами"

В поселке Дербышки накануне закрылась очередная "Пестречинка". Покупателей встречала надпись на двери, оповещающая, что магазин прекращает розничную деятельность и трогательная приписка в конце: "Мы прощаемся с Вами".

Продавцы, впрочем, о грядущем закрытии предупреждали заранее, заговорщически сообщив о ребрендинге в компании. Мол, скоро после ремонта откроемся под новой вывеской. Перемены начались еще во время работы магазина. Сменили входную группу, перекрасив в непривычную для "Пестречинки" цветовую гамму — ярко оранжевую вместо зеленой.

В Дербограде — это уже третья закрытая "Пестречинка", по городу их еще больше. Закрытию предшествовала проблема с наполнением витрин: покупатели жаловались на полупустые полки. Такую картину можно было наблюдать в последние месяцы во многих торговых точках сети, которые впоследствии закрывались. На сегодня в Казани из 100 с лишним магазинов компании осталось только 12. Большая часть закрылась насовсем, как пояснили позже в компании-владельце филиалов, оставшиеся стали супермаркетами с новым названием "365 вкусов".

— Мы тоже продаем продукцию пестречинской птицефабрики, все тоже самое, мы с ними работаем. Просто название поменяли. Теперь везде так будет, вместо "Пестречинки" магазины будут называться "365 вкусов". И сейчас продукция идет фасованная, в подложках. Не так, как раньше, когда к нам в ящиках приходило, и мы сами фасовали, — рассказали "Реальному времени" в одном из новых магазинов "365 вкусов" на Солидарности, 28.

Дизайн и сервис бывших "Пестречинок" заметно улучшился, отмечают покупатели. Залы просторнее, ассортимент товаров представлен шире и удобнее, в стилистике есть что-то общее с "Пятерочкой".

Неудачи с "Чак-чаком", "Нашей маркой" и поражение от "Агросилы"

Ребрендинг "Пестречинки" — не первые попытки крупнейшего татарстанского агрохолдинга преуспеть на поприще ретейлера. До 2004 года "Ак Барс Торг" работал под своим брендом "Ак Барс". Затем заключил договор на право использовать товарный знак "Пятерочки". Но в 2009 году рассорился с держателем бренда "Агроторгом", когда Х5 начал открывать свои магазины под вывеской "Пятерочка+" в Татарстане. Дошло до судебных разбирательств, под брендом "Пятерочка" "Ак Барс Торг" проработал до 2014 года.

В 2015 году компания начала ребрендинг своих 135 магазинов, окончательно порвав с бывшими партнерами из Х5. Под сеть разработали два формата — супермаркеты "Чак-чак" с акцентом на местную продукцию и магазины шаговой доступности "Наша марка". Но не прошло и года, как "Ак Барс Торг" начал переговоры о продаже или пересдаче в аренду двух третей всех своих магазинов. С задачей укрепить сеть не справился уже новый управленец. На фоне провала экспансии региональной сети за пределами республики в компании сменили руководство. На смену Раилю Хуснуллину из структур "Ак Барс Холдинга" пришел казанец, тогда 25-летний Гали Минуллин. Под его управлением "Наша Марка" и "Чак-чак" закрылись. Причем, часть освободившихся площадей арендовала Х5 Retail Group, с которой "акбарсовцы" расторгли договор о франшизе за год до этого.

Самой "Пестречинке" летом 2015 года пришлось конкурировасть с "Челны-Бройлер" из агрохолдинга Ильшата Фардиева "Агросила", который запустил в республике розничную сеть. На старте компания ставила себе задачей открыть в первый же год 50 магазинов, в том числе в Казани, и обещание сдержала. На сегодня фирменная сеть "Челны-Бройлер" состоит из 70 магазинов. Проект конкурентов оказался успешнее.

"Нет возможности содержать персонал без выручки"

Поставляет продукцию "Пестречинки" по магазинам предприятие с одноименным названием из структуры холдинга "Ак Барс". Оно и сейчас развозит курочек с птицефабрики по тем же адресам, но уже в новые супермаркеты.

— Магазины "Пестречинка" не наши, ими командует руководство ОАО "Азык". Мы просто поставляем им продукцию и все. Они переименовываются, открывают новые магазины "365 вкусов". А все нам звонят, потому что их магазины назывались так же, как и мы, — рассказали в компании "Пестречинка".

Владелец одноименных магазинов — ОАО "Азык" также входит в структуру холдинга "Ак Барс". В приемной фирмы подтвердили информацию о частичной ликвидации магазинов сети. Некоторы, как в Дербышках, закрываются на "переформат".

— Новые магазины — это уже не "Пестречинка", у нас перебрендирование идет. Мы называемся "365 вкусов". Это — наш новый бренд, марка – это тот же "Азык". Остальные магазины — на Парковой, Мира — будут закрыты совсем. Нет возможности содержать персонал без выручки, — пояснили в приемной "Азыка".

Правда, за более подробными комментариями операционный директор сети Александр Шелковников направил в пресс-службу холдинга. На наш запрос "Ак Барс" пока не ответил. Но по данным Роспатента, ООО "Азык" уже 20 апреля подал заявку на регистрацию нового товарного знака "365 вкусов. Продукты на каждый день".

Компания "Азык" на рынке с 1998 года. Выручка за 2015 год составила 1,8 млрд рублей, за за 2014 — 2,3 млрд, за 2013 — также около 2,3 млрд. Чистая прибыль в 2015 году — 460 тыс. рублей.

Шаг в сторону дружелюбия

Идею с ребрендингом "Пестречинки" эксперты и партнеры по бизнесу оценивают положительно. Так, птицевод, известный производством индюшатины в Татарстане, Марс Алиев считает, что изменения пойдут на пользу.

— Нам выгодно реализовывать свою продукцию в их торговой сети. А как они будут называться, большой роли для нас не играет. Но то, что они делают, я оцениваю положительно. Требования потребителей растут и к качеству, и к внешнему виду товаров. Мы тоже работаем над тем, чтобы покупателям было и приятно, и выгодно покупать наши продукты, — отметил Марс Алиев.

Специалистам в области маркетинга новая стилистика бывшей "Пестречинки" также пришлась по душе, хотя и возникли вопросы по названию. "Я не знаю, как они раскроют это название "365 вкусов". В принципе математику, числа в нейминге используют. Есть такая маркетинговая фишка", — говорит директор Imcompany Анастасия Закирова.

Эксперт по созданию брендов отметила и выбранную цветовую гамму. По ее словам, в сфере фуд-ретейла очень часто применяются оранжевые и желтые цвета, считается, что это прямая ассоциация с едой.

— Мне и прежний их бренд нравился, можно было с ним поработать. Но "Пестречинка" больше ассоциировалась с мясом, а они хотят упор и на другие продукты сделать. Я понимаю, что они хотели передать теплую дружелюбную атмосферу для людей. По поводу нейминга надо бы, конечно, техническое задание смотреть. Но то, что они в сторону дружелюбия поворачивают — это видно, — считает Анастасия Закирова.

— "Пестречинка", по-моему, более запоминающийся бренд. Но они, видимо, решили развести производство и торговлю. Это чисто маркетинговая вещь, они пытаются занять свою долю рынка для магазинов шаговой доступности. "Пестречинка" давала понять, что здесь курица, а здесь "365 вкусов" они сразу пытаются дистанцироваться от только курицы, и собираются продавать достаточно широкий ассортимент товаров. Сам дизайн, на мой взгляд, не сильный, не блещет, я бы даже сказал, ниже среднего, — добавил председатель Союза дизайнеров РТ Дмитрий Кошкин.

По словам еще одного татарстанского эксперта Мурата Ахмерова, сейчас меняют свои форматы и "Магниты" с "Пятерочками". Вместо серой плитки и белых стен "начали играть цветами, используют теплые тона".

— Может в отношении этих магазинов поступили тем же образом. "Пестречинка" — это, конечно, уже старый формат, она ассоциируется только с продукцией птицефабрики. Но нужно менять не только название, но и подходы, ассортимент. Правильный вопрос сколько у них магазинов, потому что таким небольшим сложно конкурировать с большими гигантами. Может, потом кому-то продадутся – той же "Пятерочке" или "Магниту". 12 магазинов по Казани – это не о чем, не знаю, какие у них планы по экспансии, будет ли Ак Барс вкладывать в них. Может будет по аналогии с "Пятерочкой", как они сдали магазины в субаренду "Пятерке" и "Магниту". Здесь возможно решили сохранить в небольшом формате бизнес-модель, посмотреть, как она пойдет, и будут развиваться дальше, — говорит Мурат Ахмеров.

Неоживленный "Трафик"

В Казани в конце прошлого лета появилась еще одна новая продуктовая сеть — "Трафик". Первый магазин также с вывеской ярко-оранжевого цвета открылся на Сибирском тракте, 9/5. На площади в 100 кв. м представлено около 3 тысяч наименований продукции. Основной акцент — на товары повседневного спроса плюс готовую еду: бизнес-ланчи, выпечку, хот-доги, свежесваренный кофе.

— Я так понимаю, это магазин формата "Августина". Такие магазины у дома, у подъезда, в принципе, актуальны. У нас единственный конкурент — "Августина". До этого были такие же "Рената" и "Элина", но они пропали. Это видимо на смену ларькам. Предлагают самое необходимое, что пользуется спросом. Вопрос — сколько средств пойдет на развитие этого проекта, один магазин — это ни о чем, — считает Мурат Ахмеров.

Дело в том, что "Трафик", хотя и позиционирует себя как торговую сеть, пока состоит всего из двух магазинов. Но в первом квартале этого года он планировал открыть еще пять точек. На следующий год — 10 во всех районах Казани. Почему это не удалось, автор розничного проекта, бывший директор "Ак Барс Региона" Гали Минуллин не стал комментировать.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments