Группа компаний “Исток” обратилась в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на нижегородские власти, которые потребовали от оптовиков алкоголя увеличить долю местных производителей в своем ассортименте. Эксперты считают, что сформировать рынок указаниями властей все равно не удастся — оптовики просто не смогут продать продукцию, не пользующуюся спросом.

О том, что нижегородские власти требуют от местных оптовиков, торгующих алкоголем, увеличить в продажах долю нижегородских ликероводочных заводов (ЛВЗ) до не менее чем 80%, “Ведомостям” рассказал директор юридического департамента “Истока” Александр Выпирахин. Письмо с такими указаниями нижегородская лицензионная палата направила оптовикам в марте (копия письма имеется в распоряжении “Ведомостей”).

“Таким образом, из Нижегородской области вытесняются иногородние производители”, — возмущается Выпирахин. “Исток” уже проинформировал о действиях чиновников Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Некоторые оптовики, уточнил Выпирахин, не исключают сокращения закупок у “Истока” и упущенная выгода может составить несколько миллионов рублей в месяц. Начальник пресс-службы ФАС Ирина Кашунина подтвердила, что заявление от “Истока” поступило 27 марта. По ее словам, служба уже потребовала у нижегородских чиновников разъяснений.

Председатель лицензионной палаты Нижнего Новгорода Николай Гнеушев заявил “Ведомостям”, что палата только “устно призвала” оптовиков увеличить продажи продукции местных ЛВЗ, но “ни о каких процентах речь не шла”. Сейчас, по данным лицензионной палаты, в области реализуется только 30% алкоголя местного производства, а в других регионах эта цифра доходит до 90%.

Однако в получении письма признались сразу в нескольких оптовых компаниях, торгующих алкоголем.

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев в интервью “Ведомостям” отметил, что эта инициатива властей связана с заботой о здоровье нижегородцев. “В нашей области мы можем прийти на любой ЛВЗ, спиртзавод и проконтролировать качество. Но если дешевую водку привезут из Хабаровска, то оптовик получит прибыль, а мы — контрафактную продукцию”, — объясняет губернатор.

Оптовики все равно не смогут искусственно увеличить продажи местных ЛВЗ, говорит сотрудник оптовой компании “Водолей-ННН”: “Мы уже увеличили долю местных производителей в прайс-листе, но розница все равно не будет брать продукцию, не пользующуюся спросом”. “Нижегородскую водку будут покупать в том же количестве, что и раньше”, — соглашается другой оптовик.

А представитель еще одной оптовой компании напомнил, что местные власти не первый раз вмешиваются в торговлю алкоголем. Например, лицензионная палата потребовала от розницы в ближайшее время прекратить продажу алкогольной продукции со старыми региональными марками, хотя они являются действительными до июля. “Нижегородские ЛВЗ уже начали выпускать продукцию с новыми региональными марками, а у крупных производителей федеральных масштабов, таких как «Исток», огромные остатки, которые мы теперь не можем реализовать”, — возмущается оптовик. Если нижегородские власти заботятся о местных производителях, то странно, что под их опеку попали лишь алкогольные заводы, удивляется гендиректор ТД “Народный” Василий Пушкин. “Региональные власти часто неправомерно вмешиваются в отношения конкурирующих предприятий”, — соглашается бывший председатель правления Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин. По его словам, ФАС и прокуратура уже пресекали давление чиновников на торговцев алкоголем “почти в половине регионов России”.

Справка:

Первое предприятие группы компаний “Исток” было создано в 1995 г., и сейчас группа, по собственным данным, занимает в России 1-е место по производству игристых вин, 5-е – по производству водки и 8-е – по производству вина. В производственный комплекс, расположенный в республике Северная Осетия, входят спиртовой завод, ликероводочный завод, завод шампанских вин, коньячный завод, стекольный завод и типография. Группа принадлежит частным лицам, в число которых входит президент “Истока” Таймураз Бокоев. По оценкам участников рынка, объем производства алкогольной продукции “Истока” в 2005 г. составил около 4 млн дал, выручка – около $200 млн.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar