Компания «Инмарко» на днях ввела в строй первую очередь складского терминала, мощности которого рассчитаны на 4 тыс. тонн мороженого. Как заявляют в компании, до сих пор за Уралом не было столь крупного логистического комплекса, что открывает новые горизонты. Помимо Сибири и Урала, «Инмарко» собирается осваивать рынки Центрального региона и Поволжья. По мнению экспертов, у лидера по производству мороженого в России есть все возможности для завоевания российского рынка, и конкурентам придется потесниться. Однако компания может столкнуться и с проблемами: управлять таким количеством региональных представительств из одного центра сложно.

«Инмарко» – лидер российского рынка по объему производства мороженого. Компания основана в 1993 г., имеет собственные фабрики и низкотемпературные складские терминалы в Омске и Новосибирске. Работают торговые филиалы в Москве, Екатеринбурге, Новокузнецке, Барнауле, Красноярске, Кемерове. По итогам 2005 года объем продаж «Инмарко» составил 42 тыс. тонн, доля компании на российском рынке мороженого – около 11%. Выручка – 99,4 млн долл., чистая прибыль – 7,4 млн долл. Продажи ближайшего конкурента – «Талосто» (до покупки «Метелицы») – в 2005 г. составили около 23 тыс. тонн мороженого. Блокпакет акций «Инмарко» принадлежит фонду Norum – региональному венчурному фонду ЕБРР. В декабре 2005 г. компания разместила облигационный заем на 1 млрд руб.

Как сообщили в пятницу в компании «Инмарко», на днях в Омске введена в эксплуатацию первая очередь автоматизированного складского терминала готовой продукции, строительство которого было начато в августе 2005 г. В июне и ноябре 2006 г. будут введены в эксплуатацию вторая и третья очереди. Площадь хранения терминала составляет 8,5 тыс. кв. м, емкость хранения – 17 тыс. паллет (около 4 тыс. тонн мороженого). Стоимость проекта – 14 млн долл. Для его реализации были задействованы средства облигационного займа и собственная прибыль. Мощности склада предполагается использовать исключительно для нужд самой компании. Этот склад, как заявили RBC daily в «Инмарко», станет одним из самых крупных логистических комплексов России и самым крупным в Сибири.

По словам PR-менеджера «Инмарко» Натальи Икряновой, новый комплекс существенно сократит расходы компании. «Ежегодно компания «Инмарко» увеличивает объем производства на 15-18%, при этом возможности российского рынка морозильных складов, наоборот, снижаются, – пояснила она RBC daily. – До сих пор в России за Уралом не существовало такого большого склада, что приводило к необходимости арендовать несколько складов в разных городах, что, в свою очередь, увеличивало затраты на логистику. Сокращение логистических затрат скажется на темпах развития компании, и, соответственно, на темпах развития дистрибьюторов и клиентов». Кроме того, компания планирует развитие своего бизнеса. В 2006 г. предполагается развивать продажи в Центральной России и Поволжье.

По словам исполнительного директора Союза мороженщиков России Валерия Елхова, «Инмарко» планирует довести объем этих мощностей до 10 тыс. тонн. «Это существенный резерв емкости, который позволит иметь резерв продукции в летний период, – пояснил он. Такие комплексы, говорит г-н Елхов, могут позволить себе немногие, наиболее крупные, производители. «Пример – терминал на 10 тыс. тонн, который построил «Русский холод» в Подмосковье, а также склад, который собирается строить «Талосто» в Ростове. В основном производители мороженого существуют на базе хладокомбинатов, и в их положении пока серьезных изменений не наблюдается. Хотя на таких фабриках и идет модернизация, наращивание технической базы, но склады строят немногие: в основном производителям такие мощности и не нужны. Им хватает того, что есть».

Проблема со складскими площадями весьма актуальна для производителей и дистрибьюторов замороженных продуктов питания. «Сейчас можно пересчитать по пальцам новые складские комплексы страны, отвечающие современным требованиям и позволяющие организовать стеллажное хранение в 3-5 ярусов, – пояснил RBC daily президент компании «Айсберри» Илья Гордеев. – Подавляющее же большинство морозильных складов построено еще в 50-70-е годы. Впрочем, пока производители мороженого не достигли советских объемов выпуска, поэтому площади советских хладокомбинатов еще позволяют хранить нашу продукцию, а вот производители и крупные дистрибьюторы «заморозки» сейчас чувствуют эту нехватку очень остро. Именно поэтому строительство крупных логистических центров – одна из самых развиваемых, перспективных и привлекательных для инвесторов сфер бизнеса».

Вице-президент холдинга «АльтерВЕСТ» Алексей Дробинин полагает, что строительство этого склада закономерно, если в Омске у компании есть своя фабрика (мощность – более 50 тыс. тонн в год. – RBC daily). «Возможно, этот склад компания будет использовать и как распределительный центр для «заморозки», которой недавно занялась компания, или даже начнет ее фасовку на базе этого терминала», – отмечает Илья Гордеев. Однако Алексей Дробинин полагает, что не стоит переоценивать это событие: «У каждого производителя мороженого есть подобные мощности. Наша фабрика тоже начиналась со строительства склада на 4,5 тыс. тонн». Валерий Елхов добавляет, что проблема производителей мороженого сейчас не в том, чтобы производить и хранить, а в том, чтобы его реализовать.

Алексей Дробинин считает, что появление терминала свидетельствует о том, что компания решила серьезно расширить географию присутствия. «Терминал строят, если компания собирается создавать свои филиалы в других регионах, организовывать собственную розницу, прямую доставку», – поясняет он. Независимый эксперт Наталья Одинцова считает, что активность «Инмарко» – повод задуматься другим участникам рынка Сибирского региона. «Конкурентам надо спешить осваивать другие города», – отмечает она. Впрочем, как полагает г-жа Одинцова, столь активное наращивание мощностей имеет смысл на рынках мороженого тех регионов, где спрос еще далек от насыщения. «Мощности четырех компаний с такими объемами, как «Инмарко», уже избыточны для Сибирского региона», – считает она. Впрочем, для «Инмарко» расширение присутствия может выйти боком: «Многое упирается в финансовые ресурсы и возможности управлять таким количеством регионов из одного центра», – отмечает Наталья Одинцова.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar