Глава McDonald’s в России Хамзат Хасбулатов в интервью RNS рассказал о переходе на российские продукты, планах по развитию сети на 2017 год и о том, как компания пережила серию проверок Роспотребнадзора в период обострения отношений России и США.

— Как вы оцениваете результаты 2016 года в России? Есть ли рост выручки и прибыли?

— Год, как вы знаете, был не очень простым для всей индустрии. Индустрия питания вне дома находилась в рецессии, было заметно падение визитов и среднего чека с учетом того, что покупательская способность снижалась. В рамках рецессии в самой индустрии наши показатели были положительные. У нас был рост продаж сопоставимых ресторанов. С учетом того, что мы открыли 73 новых ресторана, наша доля в индустрии питания выросла. И для нас важно было, чтобы рост был эффективным, поэтому основные открытия ресторанов были в регионах, где мы уже действуем. Это дает возможности оптимизировать и бизнес, и логистику.

Кроме того, у нас появился еще один партнер-франчайзи, который управляет бизнесом и развивает наш бренд на Урале. Сделка была закрыта в ноябре прошлого года. Теперь у нас три партнера — один отвечает за развитие нашего бизнеса в Сибири, один — на Урале, третий на транспортных хабах в Москве и Санкт-Петербурге. То есть сегодня мы развиваемся и за счет корпоративных вложений, и за счет роста партнеров. При том, что индустрия испытывала стагнацию, мы закончили год в положительной динамике. Те цели, которые ставили перед собой, мы выполнили.

— Какая доля глобальных продаж McDonald’s приходится на Россию?

— Я, честно говоря, не могу сказать конкретно. Россия входит в сегмент быстро развивающихся рынков, который объединяет Россию, Китай, Южную Корею, Испанию, Голландию, Польшу, Гонконг, Италию и Швейцарию. Рынок России является важным звеном в развитии всей нашей системы. Но назвать точную цифру не могу.

— Кто ваш новый партнер по франшизе на Урале?

— В начале ноября весь бизнес в этом регионе перешел в управление нашего партнера. Это наш партнер в Белоруссии и Казахстане — Кайрат Боранбаев. Выбор был оправданным, потому что у него есть опыт работы, он уже четыре года является нашим партнером в Белоруссии, в прошлом году открывал Казахстан. Его интерес к развитию бизнеса в этом регионе был поддержан корпорацией, и с учетом его опыта и желания стать частью нашего бренда в России, мы стали партнерами.

Финансовую и юридическую часть мы не раскрываем. Мы передали в собственность и управление 75 действующих ресторанов на территории 13 регионов. Наше соглашение предусматривает значительные инвестиции со стороны нашего партнера в развитие нашего бренда в этом регионе.

— Какой объем инвестиций он готов вложить?

— Это будет зависеть от того количества открытий и модернизации ресторанов. У нас есть соглашение на определенный срок, в рамках которого он будет открывать новые рестораны и реинвестировать в старые.

— Вы говорили, что McDonald’s в ближайшие два года намерен полностью локализовать производство продуктов в России. Позволит ли полный переход на отечественные продукты снизить цены в ресторанах?

— Это позволит нам иметь более стабильные цены. Я не говорю о снижении, я говорю о более стабильных ценах, потому что размещение производства на территории России позволяет нам оптимизировать логистику, избежать любых таможенных или санкционных рисков, минимизировать эффект девальвации.

Для нас очень важно, чтобы это был стабильный, надежный поставщик, который производит безопасную, качественную продукцию, которая отвечает нашим стандартам и позволяет нам прогнозировать цены.

— Какие продукты труднее всего поддаются замещению?

— Сегодня 85% продовольствия и упаковки, которые мы используем в России, производятся здесь. Если мы доведем уровень локализации до 95% к концу следующего года, полная локализация всего производства будет вопросом одного-двух лет. Но мы занимаемся не только локализацией продовольственных товаров и упаковки, для нас еще интересно локализовать то, что связано со строительством ресторанов. Это касается интерьеров, мебели, рекламных вывесок — всего, что мы начинаем производить и уже производим в России.

Если говорить о том, что пока еще невозможно произвести в России — это технологическое оборудование, которое мы используем на кухне. Кстати, те киоски самообслуживания, которые размещены в модернизированных ресторанах, произведены здесь, в России. Так что мы стараемся заниматься производством, локализацией не только продовольственной линейки. С учетом того, что мы много строим, нам важно, чтобы вещи, которые используются для строительства новых ресторанов, строительные и отделочные материалы, элементы интерьера и экстерьера производились здесь, в России.

— Какая доля используемых вами материалов уже производится в России?

— Я думаю, порядка 50% материалов для зданий и строительства новых ресторанов произведено в России. Это большое изменение, которое тоже позволяет нам минимизировать риски, связанные с волатильностью валюты.

— Есть ли у вас планы по развитию экспорта произведенных в России товаров?

— Это уже прерогатива бизнеса, который будут делать наши поставщики. Но с учетом того, что они одобренные поставщики McDonald’s, выход на другие рынки будет для них, наверное, более быстрым, чем для других. Я знаю, что ряд поставщиков, которые работают на территории России, уже давно поставляют продукцию в некоторые республики бывшего СССР. Я знаю, что Белоруссия почти полностью закупает продукцию у российских поставщиков, Азербайджан закупает, Казахстан. Поэтому они могу интегрироваться в так называемую глобальную экономику, но с учетом санкций и антисанкций эти возможности были минимизированы. Хотя, наверное, такие возможности всегда остаются. Если будет лучшее предложение от производителей из России, поставлять продукцию в другие страны будет возможно.

— С учетом возможности скорой отмены санкций, считаете ли вы, что локализация производства в России так же актуальна, как и раньше?

— Мы это делали еще до появления санкций. Мы это делали не из-за санкций или ограничений, мы просто делали потому, что знали, что любые риски возможны. А наличие локального производства, когда производитель находится рядом с дистрибутором или ритейлером, который продает продукцию, очень важно, потому что это в принципе оптимизирует бизнес. Поэтому наша программа локализации, которую мы ведем уже более четверти века, не была связана с санкциями. Это чисто экономическое решение, это должно быть выгодно, предсказуемо, и связано с тем, что мы минимизируем валютные, административные и, в том числе, политические риски.

— Почему McDonald’s решил впервые за 50 лет изменить рецепт БигМака? Когда новый сандвич начнет продаваться в России?

— В 2018 году будет 50-летие БигМака, и корпорация планирует предлагать различным рынкам отмечать эту годовщину в 2018 году. Наверное, тогда будет какой-то общий подход к тому, как мы будем видеть БигМак нового поколения. Информация, которая сейчас прошла в СМИ — это точечные тестовые программы, которые проводят отдельно взятые рынки.

Пока о том, чтобы менять рецепт наших глобальных продуктов, речи не идет. Поэтому здесь вы будете получать тот же БигМак, который получали 10 лет назад. Во всяком случае, ближайшие годы.

— Завершена ли модернизация российских ресторанов McDonald’s? Какой объем инвестиций был вложен?

— Мы полностью завершим модернизацию всех ресторанов в России к концу этого года. У нас 95% всех ресторанов имеют современные интерьеры, новые технологические решения, операционные платформы. У нас осталось 5% общего портфеля, который мы должны завершить в этом году. Сколько потребуется для этого денег, не знаю, но эти ресурсы у нас есть, и мы это сделаем.

— Обсуждаете ли вы возможное развитие в Крыму самостоятельно или по франшизе?

— Мы никогда это не обсуждали. Приоритетами последних лет и в ближайшие годы у нас будет развитие в тех регионах, где мы уже присутствуем. У нас есть огромное количество еще не открытых территорий в России, поэтому говорить о том, где мы будем через год, через два, через три, пока рано. Один регион, который точно появится в этом или в следующем году — Красноярск. Открывать этот регион будет наш партнер по Сибири.

— В последнее время на рынке общепита, особенно в сегменте фастфуда, появилось много новых игроков, тот же Burger King. Стало ли сложнее конкурировать за клиента? Нет ли у вас ощущения, что рынок перенасыщен?

— Индустрия питания в нашей стране по сравнению с развитыми странами имеет огромный потенциал развития. До насыщения рынка еще далеко. Мы не боимся конкуренции, мы считаем, что здоровая конкуренция помогает развитию, потому что позволяет принимать решения, которые идут на пользу потребителю. И в этом отношении у нас нет никаких аллергий по отношению к тем, кто еще работает в индустрии питания. Мы считаем, что в конечном счете потребитель будет выбирать, куда идти и кому отдать предпочтение.

Мы открывали 27 лет назад рынок, были пионерами, и все эти годы делали и будем делать все для того, чтобы и наши посетители, и наши работники гордились тем ,что связывают свою жизнь с таким брендом.

— Как McDonald’s пережил ряд претензий со стороны Роспотребнадзора? Повредило ли это имиджу компании?

— Мы это уже прошли и забыли. Мы понимаем, что всегда будем объектом пристального внимания. Мы относимся к этому очень нормально. Это тоже помогает нам принимать решения, мы становимся еще сильнее. Проверки показали, что мы действительно являемся очень сильной компанией, которая может решать вопросы и с точки зрения подхода к изменениям. Мы делаем изменения с одной целью — привлечь больше посетителей, обслуживать их на высоком уровне. Конечно, мы прислушиваемся к замечаниям. Мы работаем со многими организациями, которые являются экспертами в индустрии. Мы и сами эксперты. Мы всегда гарантируем безопасность и качество продукции.

— Как вы оцениваете формат телешоу вроде "Ревизорро"? Не считаете ли вы перегибом проход на кухню съемочной группы с камерами? Как не допустить этого?

— Я даже не смотрю такую программу. Наверное, правильно, когда проверку все-таки проводят уполномоченные органы. Компания McDonald’s является одной из самых открытых. Мы не только проходим проверки со стороны органов, которые имеют на это полномочия, но мы проводим дни открытых дверей, когда приглашаем посетителей и прессу. Мы даже делаем открытую кухню, чтобы все видели. Открытость для нас является формой, которой мы хотим сказать, что мы дорожим своей репутацией и ценим вас. Мы нормально относимся к проверкам, даже сами инициируем приход гостей. Для нас нет таких вещей, где мы говорим "закрытая зона". При нашей хорошей и очень качественной системе поставщиков, при организации питания мы можем даже многому научить людей. У нас многие учатся.

— А что вы думаете об инициативах ввести акцизы на продукцию с повышенным содержанием сахара и соли? Как вы относитесь к инициативе Минздрава ограничить время показа рекламы фастфуда по ТВ?

— На мой взгляд, будет правильным, если такие вещи в первую очередь прокомментируют представители отраслевых союзов. Если взять понятие вредный-полезный, много сахара и соли, там нет дефиниции.

Я не вдавался в детали. При том огромном ассортименте, который мы предлагаем, и при той открытости, которую мы имеем, мы готовы совместно решать многие вопросы. Много лет назад мы ввели доступную для потребителей информацию об энергетической ценности наших продуктов, когда закон этого не требовал. Сейчас любой потребитель может зайти на сайт или в уголок потребителя и узнать все, что ему нужно. Для индустрии в России это была вообще непонятная идея, когда мы это вводили. Человек сам выбирает, что ему полезно, а мы ему в этом помогаем. Если мы 27 лет назад, открывая здесь ресторан, имели 15 блюд в меню, то сегодня более 100. Мы уменьшаем количество соли, количество жира — все, для того, чтобы составить сбалансированное меню.

— Не планируете ли вы развивать доставку блюд на дом? Через какие платформы?

— Мы не планируем, но изучаем. Нам всегда интересно то, что может быть интересно нашему посетителю, но мы должны быть уверены, что это будет сделано качественно и профессионально. Если у нас нет осознания, что это будет сделано качественно и профессионально, то мы этого делать не будем. Но мы всегда изучаем, смотрим любые варианты, что можно было бы еще сделать в стране.

Мы сделали киоски самообслуживания. Следующим этапом будет использование интернета и мобильных устройств для того, чтобы делать это (заказ. — RNS) через интернет. Мы все это изучаем, и если это изучение будет иметь возможность реализации, мы будем тестировать и дальше уже рассказывать.

— А вы сами едите в McDonald’s?

— Обязательно. И завтрак, и обед. Как только вижу букву "М", я знаю, что у себя получу качественную продукцию, которая выращена в России.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments