Индекс оптимизма негосударственных российских компаний с июня упал на 14 процентных пунктов, достигнув минимальных показателей с 2009 года, пишет РБК со ссылкой на исследование консалтинговой компании IHS Markit.
Индекс оптимизма российского бизнеса рассчитывается как разница между долей компаний, которые планируют увеличить объем производства в ближайший год, и долей компаний, ожидающих спада. В октябре 2020 года это сальдо составило всего +6% в пользу ожидающих роста, хотя еще в июне значение достигало +20%.
По мнению специалистов IHS Markit, на ожидания компаний в отношении объемов производства, занятости и инвестиций негативно повлияли падение спроса и деловой активности. Кроме того, настроения российского бизнеса в октябре оказались намного пессимистичнее, чем летом.
Прогноз по найму новых сотрудников в октябре оказался самым низким с начала 2016 года: чистое сальдо компаний, прогнозирующих набор новых сотрудников в предстоящем году, в октябре составило всего +4%. При этом производители товаров делали более мрачные прогнозы, чем компании из сектора услуг.
Наибольший пессимизм российские производители демонстрируют в отношении своих инвестиционных планов на 2021 год. Впервые с января 2009 года доля компаний, которые не планируют новые вложения, превысила долю планирующих — сальдо между ними ушло в отрицательную зону и составило -1%.
Первый вице-президент бизнес-ассоциации «Опора России» Владислав Корочкин подтверждает сложившуюся тенденцию: рост заболеваемости коронавирусом негативно влияет на потребительский спрос, а новые карантинные ограничения в регионах больно бьют по настроениям компаний, считает Корочкин.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.