В 2010г. россияне стали ощущать себя беднее. Однако они оценивают экономическую ситуацию в своей стране гораздо позитивнее, чем большинство европейцев. Наша страна по-прежнем входит в десятку самых оптимистичных рынков в Европе по уровню потребительского доверия, сообщают аналитики Nielsen.
Компания Nielsen провела исследование уровня потребительского доверия и отношения потребителей к текущей экономической ситуации. В четвертом квартале 2010г. уровень потребительского доверия снизился в 24 из 52 стран мира, в том числе и в России. 16 из 52 стран закончили 2010г. с показателями потребительского доверия выше, чем в начале 2010г.
Европа в целом остается самым пессимистичным регионом с показателем Индекса 79 пунктов. Самые низкие показатели доверия потребителей продемонстрировали Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания. Активные протесты против строгих мер экономии, которые накладывают на экономическую политику стран международный валютный фонд, переросли в беспорядки. Растущий внешний долг в Греции и экономические проблемы в Ирландии потянули вниз уровень потребительского доверия, также как и в Хорватии, Польше и Румынии.
Результаты опроса в России показали, что готовность потребителей тратить заметно снизилась, а стремление откладывать все более укрепляется.
Лишь 31% опрошенных онлайн-пользователей в России считают, что сейчас удачное время расходовать свободные средства на приобретение товаров и услуг, по сравнению с 41% в третьем квартале. Наблюдается снижение количества потребителей, готовых покупать товары не первой необходимости. При этом стабильно высокое и практически не изменившееся с начала года количество респондентов — 42% говорят, что планируют делать сбережения. На сегодня, это второй по популярности способ применения свободных средств.
Индекс потребительского доверия в России в конце четвертого квартала 2010г. откатился на уровень второго квартала, составив 88 пунктов. С начала рецессии этот показатель в нашей стране не поднимался выше 90 пунктов, а на протяжении последнего года колебался в пределах отметок 86-90 пунктов, отмечают исследователи.
«Несмотря на сохранение уверенности в источнике своих доходов, конец 2010г. россияне встретили, ощутив себя беднее. Растущая стоимость жизни – цен на продукты питания и расходов на коммунальные платежи – основная причина остающегося невысоким уровня потребительского доверия в России», — прокомментировал результаты исследования Дуайт Уотсон, генеральный директор «Nielsen Россия».
Тем не менее Россия с показателем Индекса потребительского доверия 88 пунктов входит в десятку самых оптимистичных рынков в Европе (9-е место).
Глобальный индекс
Глобальный индекс потребительского доверия в конце 2010г. остался неизменным по сравнению с третьим кварталом 2010г., составив 90 пунктов, что, впрочем, на два пункта ниже, чем в начале года. Пик роста пришелся на второй квартал, когда индекс потребительского доверия в мире достиг 93 пунктов.
В четвертом квартале 2010г. Индекс потребительского доверия снизился в 24 из 52 стран мира. 16 из 52 стран закончили 2010г. с показателями Индекса потребительского доверия выше, чем в начале 2010г. Самый значительный прирост в четвертом квартале 2010г. выявлен в Швейцарии и Турции — на 10 и 6 пунктов соответственно, по сравнению с предыдущим кварталом.
Потребители в большинстве регионах мира заявили о нехватке располагаемых свободных средств. За последние шесть месяцев 2010г. количество потребителей, у которых не остается свободных средств после уплаты основных расходов на проживание, выросло с 22 % до 31% в Северной Америке, с 16% до 20% в Европе и с 10% до 15% в Латинской Америке.
«Глобальные потребители — особенно на Западе — приготовились к еще одному году медленного восстановления экономики в 2011г., — отметил отметил Венкатеш Бала, главный экономист The Cambridge Group (часть Nielsen).
«Темпы создания новых рабочих мест и уровень занятости оказались ниже ожиданий. И хотя многие страны официально вышли из рецессии, потребители намерены вести умеренный стиль жизни и сохранять уровень трат, которые они выработали в период рецессии. Это означает невысокий уровень частного потребления в ближайшей перспективе», — добавил он.