Уже больше полугода российский бизнес вынужденно перестраивает процессы и переходит на отечественные продукты — это касается в том числе IT-инфраструктуры. Мы решили разобраться, что предпринимают ведущие российские торговые сети для замещения ушедших с рынка зарубежных IT-решений. Рассказываем о решениях ключевых компаний из сегмента e-commerce.
Онлайн-торговля, как изначально глубоко связанная с IT отрасль, встретила структурные изменения рынка подготовленной относительно других сегментов ритейла — как минимум, все крупнейшие игроки к февралю 2022-го имели мощные IT-департаменты и не первый год занимались разработкой собственных решений для внутреннего использования. Перестройку процессов маркетплейсы и онлайн-магазины пережили без особых сложностей, хотя без сбоев не обошлось.
Проблемы поджидали с другой стороны: уже больше полугода на рынке e-commerce идёт битва за государственные льготы для IT-компаний. Крупные маркетплейсы то включают в списки льготников, то исключают — в зависимости от успешности действий различных групп влияния на чиновников. В целом, процесс ещё не завершён и активизируется при каждом новом случае турбулентности на рынке.
Wildberries
Лидер российского рынка маркетплейсов ещё в 2019 году прямо говорил о «полном импортозамещении» в IT-инфраструктуре. IT-директор Wildberries Андрей Ревяшко утверждал тогда, что в компании все решения российские — «вплоть до решений по хранению данных». На тот момент в компании работали около трёх сотен IT-специалистов.
Несмотря на такие заявления, после начала украинских событий Wildberries в числе прочих маркетплейсов попросил правительство распространить на компанию льготы, положенные IT-компаниям. Среди приведённых ритейлерами аргументов встречались, например, отсылки к «налоговому манёвру» для разработчиков ПО, который не распространялся на принятые в e-commerce модели монетизации. Параллельно у Wildberries произошли несколько крупных сбоев, в результате которых пострадали как клиентская, так и внутренняя инфраструктура, а маркетплейс нормально не работал по несколько дней подряд. Причины сбоев в компании раскрывать не стали: в Wildberries вообще неохотно комментируют проблемы в своей работе.
Ozon
Ozon — второй по величине маркетплейс в стране — ещё в 2019 году выделил IT-направление в отдельную компанию Ozon Tech. Судя по приведённому на сайте компании технологическому стеку, маркетплейс использует преимущественно отечественные решения и решения с открытым кодом — от ClickHouse и PostgreSQL до, например, NGINX.
Начиная с февраля, Ozon становился участником всех отраслевых обращений к правительству по поводу налогового статуса маркетплейсов. Так, в июне вместе с «Авито», ЦИАН, HeadHunter, «Тинькофф» и «ВымпелКомом» Ozon обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой изменить критерии включения софта в реестр российского ПО, который гарантирует компаниям набор льгот. По сравнению с похожим мартовским обращением отрасли повод был уже другой — ограничение по доле иностранного владения в компаниях, претендующих на включение в реестр. У всех подписавшихся, включая Ozon, с этим нашлись сложности, и компании просили это ограничение отменить.
Против идеи тогда выступили отечественные разработчики во главе с Натальей Касперской: они посчитали, что маркетплейсы, банки и классифайды «хотят успеть «впрыгнуть в поезд» и поучаствовать в распределении «пирога» поддержки отрасли, на которую государство в крайне непростые для себя времена выделило действительно огромные ресурсы». И в самом деле: спустя пару недель Минцифры провело чистку реестра и удалила из него 400 непрофильных компаний — но Ozon в реестре всё-таки остался.
Avito
Ещё в 2016 году Avito объявила о переносе всей IT-инфраструктуры из Швеции на российские сервера. Тогда это объяснили выполнением требований федерального закона №242 о хранении персональных данных пользователей на территории России. Ситуация с тех пор мало поменялась: по словам директора по разработке Tech Platform Avito Вадима Мадисона, компания не размещает сервера вне РФ и не использует облака, а вся инфраструктура расположена в локальных дата-центрах и обслуживается собственной командой инженеров.
Мадисон заявил в комментарии RETAILER.ru, что в ежедневной работе Avito не произошло критических изменений из-за ухода ряда поставщиков IT-решений, а все разработки платформы сделаны собственными силами.
«Команда Авито использует некоторые готовые решения — в основном это софт для взаимодействия команд или управления проектами, такой, как Slack, Miro, Jira. Пока мы продолжаем их использовать как и раньше, у нас есть запасы по лицензиям и оборудованию для всех сотрудников. Тем не менее, мы проактивно прорабатываем несколько вариантов развития событий и рассматриваем различные аналоги используемых сейчас решений, которые были бы максимально близки к привычному функционалу. Например как альтернативу Slack мы смотрим опенсорс решение Mattermost», — рассказал Мадисон RETAILER.ru.
Проекты «Сбера»
«Сбер», как один из ключевых игроков российского рынка во многих сегментах сразу, ведёт разговоры об импортозамещении IT-инфраструктуры и переходе на отечественные решения с 2014 года. Одним из самых активных направлений работы компании в этом плане стала скупка перспективных отечественных стартапов и создание условий для развития российского IT-рынка. В числе прочего «Сбер» поставляет собственные решения в различные отрасли — от торговли до производства.
«Готовыми и масштабируемыми отечественными решениями покрыть все выпадающие компоненты ИТ-ландшафта сейчас не представляется возможным. В связи с этим крупные корпоративные заказчики вынуждены либо развивать собственную инсорсинговую разработку, либо искать нишевых и региональных игроков, зачастую даже из смежных отраслей, с дальнейшей адаптацией их решений под свои задачи и промышленный ИТ-ландшафт», — утверждал в середине лета в одном из интервью управляющий директор дирекции трансформации клиентов CIB Сбербанк Андрей Дмитриев. Для решения подобных задач «Сбер» запускает, например, площадки для взаимодействия отечественных технологических стартапов и компаний, находящихся в процессе импортозамещения IT-технологий.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.