Уже больше полугода российский бизнес вынужденно перестраивает процессы и переходит на отечественные продукты — это касается в том числе IT-инфраструктуры. Мы решили разобраться, что предпринимают ведущие российские торговые сети для замещения ушедших с рынка зарубежных IT-решений. Рассказываем о решениях ключевых компаний из сегмента DIY.

Рынок DIY-ритейла в России вплоть до недавнего времени был во многом поделён между крупными зарубежными игроками, что повлияло в том числе на подход к выбору технологий во всей отрасли. Поэтому изменения инфраструктурного ландшафта после февраля 2022-го ожидаемо привели к оперативным решениям у крупнейших ритейлеров сегмента.

Самая громкая, пожалуй, история случилась с российским подразделением OBI, которое в марте просто отключили от IT-инфраструктуры по политическим мотивам. Другие игроки справлялись с проблемами не так публично, но тоже не всегда в комфортном темпе.

Leroy Merlin

Leroy Merlin уделяет много внимания технологиям в своей работе — и, как лидер рынка, активно об этом рассказывает. У ритейлера есть отдельный портал, посвящённый IT и, в частности, используемым в работе технологиям: судя по нему, ряд зарубежных технологий сейчас находится на «холде» — то есть использовался ранее, но сейчас не используется. В их числе, например, SAP, MS SQL и Oracle, ушедшие из России ещё весной: их заменили ClickHouse от «Яндекса», основанная на открытом коде российская PostgreSQL и другие отечественные решения.

В целом, российское подразделение «Леруа Мерлен Восток» отличается высокой автономностью в работе и слабой зависимостью от головной французской компании — это проявляется и в технологических решениях. Компания традиционно использовала в стеке заметный процент отечественных решений, и при уходе зарубежных поставщиков софта технологии удалось быстро заместить.

OBI (бывший)

Немецкий ритейлер OBI ощутимее других попал под действие западных санкций в отношении IT-продуктов — можно сказать, по нему они ударили напрямую. В марте головная компания удалённо заблокирована всю IT-систему российского подразделения, включая кассовое оборудование, серверы и корпоративную электронную почту, и тем самым парализовала работу магазинов на территории страны.

Из ситуации пришлось выпутываться в максимально сжатые сроки. Так, уже к концу марта представители российского подразделения заявили, что им удалось обойти блокировки. Российские менеджеры утверждали тогда, что фактически действовали с подачи Минпромторга: якобы в компанию пришло письмо из министерства, в котором прямо говорилось, что сеть должна продолжить работу и выполнять все обязательства перед работниками, клиентами и контрагентами.

Более серьёзно вопрос с кассами решили за месяц: к началу мая магазины OBI перешли на российское решение от Set Retail. Обе стороны хвастались тогда очень быстрым внедрением ПО, причём — с улучшенной функциональностью. Не возникло проблем и при интеграции решения с российской же ERP 1C. В результате после полуторамесячной паузы к середине мая все магазины OBI возобновили работу.

Одновременно головная компания заявила, что продаёт российский бизнес. Сделку закрыли к августу: новым владельцем 27 гипермаркетов OBI стала инвестиционно-строительная группа MAX.

«Петрович»

Один из крупнейших (и старейших) DIY-ритейлеров российского происхождения «Петрович», как многие давно работающие и поступательно растущие компании, в какой-то момент накопил в стеке множество разных технологий. Так, к середине 2010-х годов один из подрядчиков отчитывался об успешном завершении проекта по переводу IT-инфраструктуры ритейлера с устаревших серверов SuperMicro на решения от IBM; тогда же обновили ПО от MIcrosoft. «Петрович» исторически работал на Microsoft — в частности, CRM была развёрнута на базе MIcrosoft Dynamics 365, а в качестве WMS-системы использовалась Manhattan SCALE. Одновременно использовали и российские разработки: например, система управления и финансового учёта работала на решении от 1С, а электронная очередь — на решении Smartix.

К сожалению, с февраля в «Петровиче» публично не комментировали, как компании удалось справиться с проблемами импортозамещения IT-систем — а они, если основной стек не успел принципиально поменяться, вполне могли случиться. На запрос RETAILER.ru в компании не ответили.

Hoff

Hoff — ещё один DIY-ритейлер, использующий базовые бизнес-системы зарубежных производителей. Так, в качестве ERP-системы в компании выбрали Microsoft Dynamics  — судя по сайтам подбора персонала, компания продолжает работать именно с ней и ищет инженеров соответствующего профиля. Склад в Hoff работает на решении Logistics Vision Suite (LVS) от европейского разработчика Mantis, и в компанию также требуются профильные специалисты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.