"Икея" намерена увеличить долю российских товаров в расположенной на территории страны сети до 80% к 2025 году. Доля местной продукции в ассортиментной матрице вырастет как за счет привлечения локальных поставщиков, так и за счет собственного производства — строительства новых фабрик. Сейчас у российской "Икеи" половина товаров местного производства, 15% из них экспортируется в Европу и Северную Америку.
О том, что шведская торговая сеть "Икея" расширит долю местной продукции в российских магазинах до подавляющей в 80% к 2025 году, "Известиям" рассказали в компании. Это произойдет как за счет строительства новых фабрик, так и за счет расширения числа местных поставщиков. "Увеличение доли закупок у местных поставщиков позволяет значительно сокращать затраты — в первую очередь транспортные расходы и таможенные пошлины", — уточнил представитель компании.
В пресс-службе "Икеи" сказали, что сейчас половина товаров в точках ритейлера местного производства, в некоторых категориях доля российского производства достигает 40%, например, в текстильной. Компания развивает в стране 14 одноименных магазинов, продажи в России начались в 1991 году.
Сейчас у ритейлера функционируют четыре фабрики в Московской, Ленинградской, Новгородской и Кировской областях, заканчивается строительство еще одной в Великом Новгороде. Последняя находится рядом с заводом "Икеи" по производству древесно-стружечных плит. Инвестиции компании, например, в фабрику в Великом Новгороде составили около 4 млрд рублей.
Компания сотрудничает примерно с 60 локальными поставщиками, сколько аналогичных из других стран, в сети не смогли уточнить, сказав лишь, что в мире их около тысячи на 300 магазинов. Часть российских поставщиков являются глобальными, экспортирующими свои товары в Европу и Северную Америку. Речь идет о древесине, текстиле, стекле и керамике.
— Около 15% товара, произведенного в России, "Икея" экспортирует, — уточнили в компании, подчеркнув, что расширение экспорта не является стратегической задачей.
Весной 2015 года компания сообщала о своих инвестициях в развитие и строительство на уровне 2 млрд евро до 2020 года. Россия была названа тогда перспективным рынком наряду с с Китаем, Польшей и Швецией.
Совладелец сети мебельных гипермаркетов Hoff Михаил Кучмент говорит, что мебельные ритейлеры в России в основном продают местные товары, производя их самостоятельно либо закупая у поставщиков.
— В массовом сегменте импортная продукция сейчас неконкурентоспособна, — отметил он.
По его данным, с начала с 2014 года падение рынка мебели в деньгах составило около 20%, в натуральном выражении — 14%. Он подчеркнул, что это средние значения, которые могут разнится от категории к категории, например, спрос на кухни упал сильнее, чем на спальни.
Ассоциация независимых текстильных предприятий ТДЛ реализует домашний текстиль не только в российских магазинах сети, но и европейских. Президент ТДЛ Аркадий Златкин отмечает, что условия работы с "Икеей" и другими сетями разные.
— В первом случае рентабельность ниже, зато процесс более предсказуемый — оплата через месяц, ассортимент и поставки шире и выше, заказ планируется на шесть месяцев вперед, — рассказал он, отметив, что российские сети дают поставщику большую рентабельность, но сроки оплаты затягиваются до четырех месяцев, партии небольшие, много возврата, промоакций, а планирование — лишь на месяц вперед.