В Россию могут вернуться продовольственные карточки, только на сей раз причиной их появления станет не дефицит продовольствия, как это было в СССР, а, наоборот, его избыток. Аграрное лобби предложило российскому правительству начать дотировать покупку продовольствия малоимущим слоями населения и таким образом поддержать спрос на сельхозпродукцию.

Сельскохозяйственная отрасль относительно благополучно пережила кризисный 2009 год – в отличие от большинства других отраслей промышленности, аграриям удалось сохранить положительную динамику. Однако причины для беспокойства все таки есть, и связаны они с падением потребительского спроса, приведшим к кризису перепроизводства. К примеру, потребление свинины и говядины по итогам года снизилось примерно на 12%. Потребление молока и молочных продуктов пока не упало, но после почти 10 лет непрерывного роста практически остановилось. Теперь молочники опасаются, как бы положительный тренд не сменился на отрицательный. Страдают и производители зерна: мировой рынок ужался с 143 млн тонн в прошлом сельхозсезоне до 126 млн тонн в нынешнем.

Во всем мире естественной реакцией на снижение спроса и затоваривание рынка становится снижение цен – дефляция. В Европе и США за первую половину 2009 года цены на основные виды продовольствия снизились примерно на 20-50%.

Российские производители не хотят укладываться в «прокрустово ложе» мировых тенденций. «Потребление молочных продуктов сократилось, это создает экономическую предпосылку для снижения цен на рынке, – поясняет исполнительный директор Молочного союза Владимир Лабинов. – Допустить этого нельзя, потому что в развитие молочного животноводства бизнесом и государством в последние годы вложены большие средства».

Не меньшие средства были вложены и в производство зерна и в производство мяса, инвесторы в эти отрасли также заинтересованы в сохранении высоких цен и в положительной динамике рынка. Наверное, именно поэтому отечественные производители зерна, молока и мяса решили бороться с перепроизводством весьма оригинальным способом. Крупнейшие игроки этих рынков направили правительству предложение о разработке специальной программы по поддержке малоимущих граждан. По замыслу авторов проекта (среди них — Российский зерновой союз (РЗС), Молочный союз и Мясной союз) россияне, попадающие в категорию малоимущих, а таких около 8,6 млн, должны получить специальные пластиковые карточки – так называемыми социальные продовольственные карты, на которые государством ежемесячно будет начисляться сумма порядка 1 тыс. рублей. При покупке некоторых продуктов – их перечень предстоит разработать – около 30% стоимости покупки будет оплачиваться с помощью этой карты. В глубинке, где нет банковских терминалов, пластиковые карты могут быть заменены бумажными «продовольственными купонами». Если идея понравится чиновникам, то подобная система может заработать с 2011 года.

Продовольственные карты помогут убить сразу двух зайцев: улучшить рацион небогатых россиян и поддержать спрос на сельхозпродукцию. Президент РЗС Аркадий Злочевский подчеркивает: подобная практика стимулирования потребительского спроса широко применяется в развитых странах. Только в США на эти цели ежегодно тратится свыше $27 млрд. Нетрудно подсчитать, что в России суммы будут значительно меньше, порядка $3,4 млрд.

Вообще г-н Злочевский уверен, что с помощью государственного вмешательства можно было бы решить многие проблемы российского продовольственного рынка. К примеру,  когда в 2008 году стремительно дорожал хлеб (на 6 рублей за килограмм в течение года), стоило государству выделить в помощь малоимущим 4,8 млрд руб., и негативные социальные последствия подорожания были нивелированы.

Интересный момент: когда в 2006-2008 гг. цены на продовольствие в стране стремительно росли, а чиновники ломали голову над тем, как остановить продовольственную инфляцию, поставщики продуктов разводили руками: ничего не поделаешь, рынок, и всячески предупреждали российские власти против использования нерыночных методов регулирования цен. Теперь, когда логика рыночной экономики диктует снижение цен, предприниматели сами просят государство включить механизмы регулирования, мол, в противном случае отрасль останется без инвестиций.

Среди отечественных предпринимателей весьма популярна ироничная поговорка: в России нет смысла начинать бизнес, если он не принесет 100% прибыли. Антикризисные демарши игроков продовольственного рынка подтверждают, что российские бизнесмены готовы к чему угодно, только не к снижению собственной прибыли. Возможно, поэтому темпы подорожания продовольствия в России до экономического кризиса были выше, чем где-либо в мире, а на фоне мировой дефляции в разгар кризиса Россия оставалась заповедником высоких цен.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments