Как стало известно “Ведомостям”, до конца года питерская сеть гипермаркетов “Лента” готовится продать около 30% бизнеса на Лондонской фондовой бирже. Организатором IPO назначен инвестбанк UBS. Единственным препятствием для планов “Ленты” может стать неодобрение ФСФР, беспокоятся в компании.

О том, что питерская сеть гипермаркетов “Лента” готовится к выходу на биржу уже в этом году, “Ведомостям” рассказал источник, близкий к инвестбанку UBS, назначенному лид-менеджером предстоящего размещения. Председатель правления “Ленты” Олег Жеребцов не опроверг эту информацию, но от подробных комментариев отказался, как и управляющий директор UBS Марлен Манасов.

Источник, близкий к UBS, уточнил, что на Лондонской фондовой бирже (LSE) будут проданы акции одной из офшорных компаний, владеющих ООО “Лента”, головной структурой сети. По его словам, около 70% бизнеса “Ленты” принадлежит иностранным акционерам, хотя участники рынка до сих пор называли главным собственником сети Олега Жеребцова. “Мы планируем продавать акции иностранных компаний, но, поскольку бизнес сети сосредоточен в России, эта операция может вызвать недовольство Федеральной службы по финансовым рынкам”, — беспокоится собеседник “Ведомостей”. В прошлом году ФСФР назвала продажу на LSE акций голландской Pyaterochka Holding, владеющей бизнесом сети “Пятерочка”, “одной из форм обхода норм российского законодательства”. По мнению регулятора, перед размещением бумаг за рубежом эмитент обязан получить разрешение у ФСФР и пройти листинг на российской бирже. Источник, близкий к UBS, утверждает, что сроки IPO “Ленты” будут зависеть “от итогов консультаций с ФСФР”.

Кроме “Ленты”, продать часть акций на фондовом рынке уже в этом году готовятся сети дискаунтеров “Копейка” и “Дикси”. Причем если “Копейка” планирует размещение на российских площадках в конце июня, то “Дикси” проведет IPO в Лондоне (инвестфонды Citigroup продадут часть из принадлежащих им 33,5% акций Dixy Retail). В случае если “Лента” реализует биржевые планы раньше “Дикси”, она станет пятой публичной компанией на российском розничном рынке — после “Седьмого континента” (капитализация на РТС на 5 мая — около $1,89 млрд), “Пятерочки” (на LSE 5 мая — $2,98 млрд), “Магнита” (на РТС 5 мая — $1,81 млрд) и “Копейки”.

Источник, близкий к UBS, добавил, что стоимость акций, которые компании “Ленты” продадут на бирже, составит $200-300 млн. По словам аналитика “Уралсиба” Марата Ибрагимова, скорее всего, за такую сумму “Ленте” придется продать свыше 25-30% бизнеса.

Стоимость сети, уточнил аналитик, будет зависеть от показателей доходности, которые “Лента” пока не раскрывала. Например, капитализация крупнейшего отечественного ритейлера в сегменте продуктовых и сопутствующих товаров — “Магнита” более чем на $1 млрд ниже по сравнению с “Пятерочкой”. Аналитики объясняют это тем, что EBITDA margin у “Магнита” в 2005 г. не превышала 5%, а у “Пятерочки” — 12%. Проблемы, связанные с невысокой рентабельностью, по их мнению, могут возникнуть и у “Копейки”. Вчера сеть опубликовала аудированную финансовую отчетностью по МСФО за 2005 г., согласно которой ее чистая прибыль сократилась в 1,6 раза до $9,3 млн, а выручка без НДС выросла на 57% до $574,8 млн. Таким образом, чистая рентабельность сети сократилась до 1,6% с 4,2% годом ранее, а EBITDA margin — до 6,3% с 7,2%. По словам финансового директора “Копейки” Виктора Шлепова, невысокая прибыль связана с расходами на открытие новых магазинов, курсовыми разницами и ростом эффективной ставки налога на прибыль. В частности, арендные платежи, которые “Копейка” платит, пока магазин находится на реконструкции, списываются в расходы, хотя, утверждает Шлепов, большинство розничных компаний так не поступают (МСФО позволяет на эту сумму увеличивать стоимость основных средств). В 2005 г. “Копейка” списала таким образом около $4,5 млн. “Эффективная ставка налога на прибыль (отношение налога на прибыль к прибыли до уплаты налогов) у «Копейки» составляет 40%! Хотя у других ритейлеров, рисующих нужные показатели, она находится на уровне 10%”, — подчеркнул финансист.

Справка:

Сеть гипермаркетов мелкооптовой торговли “Лента”, основанная в 1993 г., включает девять гипермаркетов в Санкт-Петербурге. С этого года сеть начнет открывать магазины за пределами Питера – в Астрахани, Новосибирске и других городах. Площадь стандартного гипермаркета “Лента” – 12 000 кв. м, инвестиции в открытие – около $20 млн. Валовая выручка в 2005 г. выросла почти в полтора раза примерно до $650 млн, на этот год запланирована в размере около $1 млрд. Журнал Fоrbes поставил “Ленту” на 92-е место в списке 200 крупнейших частных компаний в России.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar