В мае 2015 г. ИД Retailer провел опрос топ-50 крупнейших российских ритейлеров по версии RETAILER RUSSIA TOP-200 2015. В опросе приняло участие 90% компаний из списка топ-50.
20% опрошенных респондентов оказались за пределами информационного поля: либо вовсе не используют HR-аутсорсинг, либо используют только в разовой проектной работе с незначительной долей привлеченного со стороны персонала.
Хуже всего проникновение HR-аутсорсинга в региональных сетях, хотя здесь необходимо отметить, что региональных игроков в топ-50 всего пять. Лучше всего проникновение HR-аутсорсинга в зарубежных компаниях — 11 из 12 игроков в топ-50 пользуются услугами аутсорсинговых агентств.
20% в среднем
Средняя доля HR-аутсорсинга в торговых сетях составляет 15−20%. Максимальная планка может достигать 50%. 16% респондентов используют сторонний мерчендайзинг. Чаще всего персонал на аутсорсинге привлекают для работы в больших форматах — гипермаркетах и супермаркетах.
В немецкой продуктовой сети Globus доля HR-аутсорсинга в 2014 г. составила 15%. В основном компания пользуется услугами клининг-специалистов и мерчендайзеров, привлекает сторонних специалистов на проектные работы, а также на открытия гипермаркетов и в пики сезонных продаж.
20% стороннего персонала трудятся в торговых сетях петербургского "Холдинга продовольственная Б.И.Р.Ж.А" (бренды "Полушка", "Всенадродный", "Лайм"). В основном привлекают грузчиков и работников торгового зала.
3% — доля аутсорсинга в торговой сети "Спортмастер": распределяется примерно в равной пропорции между торговым персоналом и кладовщиками. Еще один иностранец БТиЭ-ритейлер Media Markt держит на аутсорсинге 30% персонала.
Притормозили рост
В краткосрочной перспективе, до конца 2015 г., большинство сетей не планирует увеличивать долю HR-аутсорсинга. Отчасти это связано с нестабильной ситуацией в экономике страны: большинство игроков все еще находится в режиме ожидания новой волны кризиса. В долгосрочной перспективе, три — пять лет, средняя доля HR-аутсорсинга, по прогнозам участников рынка, будет расти в соответствии с мировыми тенденциями развития HR-аутсорсинга. На текущий момент представители торговых сетей считают оптимальным отношение 95% к 5%, где 5% — доля персонала на аутсорсинге.
Где больше?
60% респондентов, использующих аутсорсинг, работают в сегментах FMCG и FMCG+. В топ-50 представлено 20 компаний двух сегментов — генерируют 3,1 трлн руб., или 13,4% от общего оборота розничной торговли в 2014 г. без НДС, по данным RRTOP-200 2015. Порядка 39% использующих HR-аутсорсинг компаний представляют сегменты фэшн, спорттовары, БТиЭ и DIY. Количество участников четырех сегментов в топ-50 — 16 (совокупная выручка в 2014 г. — 920,9 млрд руб., или порядка 4% от общего оборота розничной торговли в 2014 г.).