По прошествии трех месяцев iPhone 6 и iPhone 6 Plus, купленные 26 сентября — сегодня начинаются их официальные продажи в России, — подешевеют на вторичном рынке на 30%. Именно 30% потеряли в стоимости спустя квартал после старта продаж iPhone 4S, iPhone 5, iPhone 5S. Об этом свидетельствует статистика с лета 2010-го по осень 2014 года — данные "Известиям" предоставил крупнейший в Рунете портал частных объявлений Avito. Это первое подобное исследование отечественного вторичного рынка смартфонов от Apple. Интересно, что до презентации iPhone 6 бэушные "айфоны" покупать было выгоднее, чем после презентации — третьи, четвертые и пятые поколения без исключения подорожали после 9 сентября в диапазоне 20–800 рублей. И это без учета волны сообщений последних дней о том, что тонкий алюминиевый корпус iPhone 6 слишком легко гнется в кармане.
В предоставленных сведениях из архива Avito.ru (в 2013 году этот сервис поглотил OLX и Slando; принадлежит инвестфондам Investment AB Kinnevik, Vostok Nafta, Northzone Ventures, Baring Vostok, Accel Partners, холдингу Naspers) приводятся усредненные значения по месяцам, в которые массово начали продаваться телефоны, и в каждом случае (с iPhone 4S, iPhone 5, iPhone 5S) снижение цены за три месяца — 30–31%, то есть порядка 11 тыс. рублей. Исключение составил более бюджетный (в пластиковом, а не металлическом корпусе) iPhone 5C — он подешевел на 42%.
На рубеже 2000-х и 2010-х "айфоны" стали имиджевыми телефонами. Каждый из них в первый месяц продаж попадал в Россию по цене на уровне 35–40 тыс. рублей, следует из данных Avito. В начальных периодах продаж значительное количество объявлений содержит предложения с новыми "айфонами". Их стоимость, как и у большинства выпускаемых сейчас гаджетов и компьютерной техники, за первый год со старта продаж сокращалась вдвое. Значительнее всех подешевел iPhone 5 — на 54%. Последний iPhone, который презентовал Стив Джобс, — iPhone 4S — на 52%. Презентованные в 2013 году iPhone 5C и 5S стали стоить меньше на 50% и 46% соответственно, у iPhone 4 (2010 год) те же 46%. Наиболее значительное снижение в цене происходит как раз в первый год (см. инфографику по 2010–2014 годам).
В плане имиджевого потребления можно условно сравнить покупку "айфона", например, с новыми автомобилями премиум-сегмента — но они девальвируются куда медленнее. Только выехавший из автосалона автомобиль теряет до 20% от стоимости лишь потому, что у него есть пометка о новом владельце в техпаспорте, но в среднем машины премиум-сегмента дешевеют на 10–12% с каждым годом эксплуатации.
Средняя цена подержанных "айфонов" одной и той же модели в разных регионах России отличается более чем на 20%. К примеру, по данным за август 2014 года, в Башкирии бывшие в употреблении 5S продавались за 15 407 рублей (на 7% ниже среднего по столице 16 531 рубль), а в богатой нефтью и газом Тюменской области та же модель в среднем стоила 19 627 рублей (на 19% больше, чем в Москве). Поскольку iPhone выпускается в трех вариантах (с памятью 16, 32 и 64 GB), то разница цен может отражать в том числе различие предпочтений регионов по объему памяти устройства (см. инфографику по регионам).
Для более старых моделей межрегиональное различие цен меньше. При этом чем древнее модель, тем в меньшем количестве регионов ее можно встретить. Кроме того, далеко не везде можно обнаружить на вторичном рынке и "непрестижный" 5C.
Москвичи вместе с жителями Подмосковья за прошлый месяц выставили на продажу 14,6 тыс. смартфонов Apple — 7 шт. на 10 тыс. официально проживающего населения (без учета области — 8 шт.). Например, один из самых богатых из расчета среднедушевого дохода Ямало-Ненецкий автономный округ здесь далеко позади — 2 шт. на 10 тыс. жителей и мало отличается от бедных регионов. По данным Росстата, в 2013 году самый низкий среднедушевой доход был в Калмыкии (10 184 рубля в месяц), но здесь перепродавали 3 iPhone на 10 тыс. человек.
Кроме того, по последним годам у Avito доступны суточные данные — на их основании можно отследить динамику подачи объявлений до и после презентаций новых "айфонов" (см. инфографику об объеме предложения). Из них видно, что россияне начинают активнее избавляться от "старья" после появления новинки, причем обеспеченность "айфонами" за последний год явно выросла: если раньше объявления измерялись сотнями, то теперь тысячами, так что статистика достаточно репрезентативная.
Если на еще одном из прилагаемых к статье графиков сравнить средние цены на "айфоны" за две недели до презентации iPhone 6 и цены за две недели после нее, можно увидеть скачки, обусловленные этим мероприятием, — хотя многие потребители не стараются следить за новинками, им помогают СМИ. Оказалось, что "айфоны" последних серий с 10 по 22 сентября 2014 года подорожали на 250–600 рублей: 5S — с 17 454 до 17 938 рублей (+3%), 5C — c 13 623 до 14 207 рублей (+4%), 5-й — c 13 331 до 13 589 рублей (+2%). Немного в цене за указанный срок (для расчетов брались 13 дней до и 13 дней после 9 сентября, статистика есть только по 22 сентября) набрал даже 4S: 44 рубля, до 9167 рублей (+0,5%). Значительнее всего подскочили цены на iPhone 4, который продается уже больше четырех лет, — более чем на 800 рублей, с 6840 до 7673 рублей (+12%). И даже телефоны модификации 3GS подорожали на 20 рублей, до 3354 рублей.
Похожая картина была и год назад, после презентации 10 сентября моделей 5S и 5C. Например, пятый iPhone подорожал тогда за две недели более чем на 700 рублей, до 17 087 рублей (+5%), 4S — на 150 рублей, до 12 982 рублей (+1%). Эти колебания в итоге оказываются малозаметны на общем графике цен 2010–2014 годов, и в дальнейшем цены на старые "айфоны", очевидно, продолжат падать.
У отмеченного скачка есть несколько возможных причин — на фоне презентации новой модели спрос на старые растет одновременно с предложением и, выходит, превышает его. Рачительные покупатели думают, что состоятельные потребители начнут массово избавляться от старых "айфонов" после презентации новых аппаратов, и цены упадут — но, скорее всего, таких аналитиков оказывается слишком много. Стало быть, им следует еще подождать месяц-два. Кроме того, есть покупатели, ожидания которых были обмануты презентацией нового поколения "айфона", и они решили купить старый. В-третьих, за первые три недели сентября курс доллара вырос на 3% (21 сентября составлял 38,41 рубля за доллар; с середины июля доллар подорожал более чем на 11%), а для многих продавцов это существенный ориентир.