Франция, как и другие страны Евросоюза, зачастую представляется россиянам землей обетованной. Однако там тоже есть проблемы — экономические, социальные, на рынке труда. И во многом они похожи на наши, российские. Министр труда, занятости, профессиональной подготовки и социального диалога Франции Мишель Сапен дал "РГ" эксклюзивное интервью в ходе визита в Россию.
Господин министр, недавно Евростат обнародовал данные, по которым все больше жителей Европы приближаются к черте бедности и стремительно растет безработица. Действительно ли ситуация так напряжена и как обстоят дела во Франции?
Мишель Сапен: В еврозоне уже несколько лет растет безработица, процесс усугубился в последние месяцы, в частности, увеличивается число безработной молодежи. Положение меняется от страны к стране. Например, Германия, Австрия не так сильно задеты этим явлением, хотя и они в последние месяцы претерпели некоторое ухудшение условий рынка труда. Другие страны, преимущественно южноевропейские, получили сильный удар. Франция находится где-то посередине. Число безработных у нас уже превысило планку в три миллиона человек, что соответствует 10 процентам трудоспособного населения. Но это очень высокая отметка.
Ситуация с молодежной занятостью вызывает особую озабоченность — у нас никогда ранее не было такой безработицы среди молодежи (людей моложе 25 лет). И наша политика сейчас направлена одновременно на восстановление баланса наших бюджетных показателей и на создание инструментов госполитики против безработицы в целом и молодежной в частности.
Почему молодежная безработица выросла именно сейчас и как конкретно вы собираетесь с ней бороться?
Мишель Сапен: Стремительный рост произошел в последнее время отчасти потому, что у нас наметился тренд: очень много парней и девушек покидают систему образования с неоконченным образованием.
Это ребята, которые не находят себя в школьной системе и отсеиваются. Это началось примерно 10 лет назад и сейчас приносит плоды: с одной стороны, мы имеем высокую молодежную безработицу, с другой — уровень квалификации людей моложе 25 лет крайне низок, и это главная причина, по которой работодатели не принимают их на работу.
Мы подготовили две крупные программы. Первая называется "Занятость на будущее". Она — для молодых людей, не имеющих ни работы, ни профподготовки. В ее рамках мы оказываем поддержку работодателям, чтобы те брали таких людей на работу, а парням и девушкам даем возможность получить квалификацию, позволяющую трудиться.
Вторая программа — "Поколенческий контракт", ее мы прописываем законодательно. Она направлена на сохранение баланса. Суть в том, чтобы облегчить предприятию прием на работу молодого человека на бессрочный контракт, не увольняя при этом более пожилых сотрудников.
Таким образом, подразумевается передача опыта и квалификации от опытного работника — молодому, только вступающему в сферу труда.
Как именно вы стимулируете работодателей принимать молодежь и обеспечивать преемственность?
Мишель Сапен: Программа "Занятость на будущее" рассчитана на молодых людей, находящихся в наиболее тяжелом положении. Она подразумевает, в частности, государственные субсидии работодателям, которые берут на работу парней и девушек, в размере 75 процентов от их заработной платы.
По второй программе работодатели, принимающие молодежь и не сокращающие людей старшего поколения, делают более низкие социальные отчисления.
Выставляются ли для работодателей условия по размеру зарплаты молодым работникам?
Мишель Сапен: Она может быть минимальной или чуть выше, если это окажется возможным, — в зависимости от уровня квалификации работника. Ниже минимального уровня она опускаться не должна.
Как устроена служба занятости Франции и многие ли безработные регистрируются в этом качестве?
Мишель Сапен: У нас служба занятости очень хорошо организована, она охватывает всю территорию страны и опирается на две крупные структуры. Наша государственная служба занятости занимается выдачей пособий, когда безработные имеют на него право, организует их подготовку, сопровождает их по пути поиска работы. Параллельно с этим у нас есть так называемые местные миссии, которые направлены на обслуживание молодежи до 25 лет. Как правило, эти люди еще не имеют достаточного стажа и соответственно — права на пособие.
То есть пособие положено лишь тем, кто имеет стаж работы?
Мишель Сапен: Да, тем, у кого есть минимальный стаж. Благодаря пособию службы очень востребованы безработными. И нам необходимо усовершенствовать ее работу, чтобы была возможность индивидуального подхода к проблемам каждого человека.
Во Франции можно прожить на пособие?
Мишель Сапен: Средний размер пособия по безработице — 1100 евро, что соответствует минимальной зарплате. Прожиточный минимум во Франции — 900 евро, и таков же размер минимального пособия.
Но нужно сделать так, чтобы пособия не выдавались до бесконечности и люди находили работу. То есть если человек не нашел работу за определенный период времени, то пособие должно снижаться. Нам необходимо бороться с долгосрочной безразботицей, которая приводит к нищете.
А профессиональные безработные у вас есть?
Мишель Сапен: Если пособие опускается, скажем, до уровня 450 евро, это не очень доходная профессия. Но что иногда происходит, так это подлоги, мошенничество, когда, например, люди и пособие по безработице получают, и одновременно работают в неформальных структурах. Вот почему в нашей стране, да и в других тоже, очень важно бороться против нелегального труда.
Сколько людей трудятся в неформальном секторе, оценить трудно. Но это явление существует, в том числе в традиционных формах, когда человек выполняет сверхурочную работу после нормального рабочего дня или в выходные и получает наличными вознаграждение.
Но есть и новые, усовершенствованные, даже изощренные формы неофициальной работы, против которых мы тоже хотим бороться.
Какие, например?
Мишель Сапен: Речь идет о сложных незаконных схемах заемного труда, в которых задействовано несколько предприятий. Например, такой механизм: есть главное предприятие, которое отдает часть работы подрядчикам, а те — субподрядчикам, и, таким образом, конечному исполнителю работа приходит через 4-5 посредников. Причем конечный подрядчик, как правило, находится в другой стране, и там через серые схемы набираются люди для выполнения работ.
Обычно эти системы опираются на все территории евросоюзных стран.
У нас есть новые процедуры, которые включают в себя участие трудовой инспекции, налоговой инспекции, инспекции социального страхования и полицейских для борьбы против новых механизмов организации неформального сектора.
Также мы усиливаем законодательство, направленное на борьбу с нелегальным рынком труда. Но его необходимо гармонизировать на уровне Евросоюза, чтобы правила не сводились к защите какой-то отдельной территории, а применялись повсеместно.
Что нас еще сейчас беспокоит, это нелегальная трудовая миграция.
Как вы с ней боретесь?
Мишель Сапен: В периоды сильной безработицы, разумеется, мы должны более жестко регулировать миграцию в страну. Она возможна, когда нормальная ситуация на рынке труда, и только в определенные отрасли, по определенным профессиям, где существует потребность и где предложение превышает спрос на труд.
У нас есть правила по легализации пребывания в стране мигрантов, но они очень жесткие. Чтобы легализоваться, мигрант должен иметь стаж пребывания в стране и подтвержденный стаж фактической работы на предприятии. Иначе он должен быть сопровожден в страну происхождения. "Отловом" нелегальных трудовых мигрантов занимаются инспекции труда, полиция, жандармерия.