Американский кетчуп Heinz стал первым иностранным брендом, получившим право на использование маркировки Российской системы качества (Роскачество), учрежденной правительством. Это, считают эксперты, может стимулировать международные корпорации локализовать выпуск своей продукции в России.
Как сообщили "Коммерсанту" в Роскачестве, организация впервые присвоила знак качества иностранному бренду — американскому кетчупу Heinz, выпускаемому корпорацией Kraft Heinz. Аудит ее местного производства, ООО "Петропродукт-Отрадное", показал, что Heinz локализовал выпуск кетчупа в России на 78,7%, говорит заместитель руководителя Роскачества Мария Сапунцова. Уровень локализации, по ее словам, рассчитывается как процент российских затрат в стоимости продукта, сформированный из производственных расходов, оплаты труда, лизинга, содержания оборудования и т. д. Минимальный уровень локализации для получения знака к данной категории продуктов — 50%, уточнила госпожа Сапунцова. Такой порог объясняется тем, что основное сырье для производства кетчупа — томатная паста — практически полностью импортируется. В перспективе требования к локализации будут ужесточаться, обещают в Роскачестве. Получить комментарий в Heinz не удалось.
Российский рынок кетчупа достаточно локализован и консолидирован, отмечает директор по развитию "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков. "В большей степени он представлен транснациональными компаниями, чье производство расположено в России, и несколькими местными производителями. Доля импортного продукта, который завозится из-за рубежа в готовом виде, невелика — порядка 5%",— говорит эксперт.
Владелец бренда Heinz начал локализацию в России в 2005 году, выкупив контрольные пакеты 11 компаний, принадлежащих владельцам промышленной группы "Петросоюз". В 2007 году американская корпорация довела свою долю в СП "Heinz-Петросоюз" до 100%. Сегодня кетчуп Heinz занимает наибольшую долю на российском рынке — 36,4%, свидетельствуют данные Euromonitor за 2015 год. Он бессменный лидер в данной категории, при этом объемы его продаж в натуральном выражении относительно стабильны уже второй год подряд, подтверждает директор по работе с глобальными клиентами компании Nielsen Марина Лапенкова.
По итогам прошлого года рынок кетчупа в натуральном выражении снизился на 1,4%, до 160,6 тыс. тонн, при этом в денежном выражении он вырос на 14%, до 22,4 млрд руб., подсчитали в Euromonitor.
Несмотря на то что Роскачество создавалось для поддержки российских производителей, Heinz не единственная иностранная компания, получающая российский знак качества. "К примеру, завод американской группы Cargill производит масло "Знатное", которое тоже получило знак",— говорит Мария Сапунцова. Кроме этого, на знак претендует итальянский бренд макарон Barilla, добавляет она.
Знак дается конкретному товару, а не компании, поэтому при должном уровне локализации его присвоение не должно зависеть от того, в какой стране сосредоточены основные активы производителя или где появился бренд, рассуждает господин Востриков. "Знак качества стимулирует перемещение различных производств в нашу страну",— уверен он. Как ранее говорил руководитель Роскачества Максим Протасов, в соответствии с мировой практикой появление национального знака качества на продукции увеличивает ее продажи от 20% до 60%.