Участники рынка активно обсуждают ситуацию, сложившуюся в сети товаров для дома «СантаХаус». Поставщики и конкуренты разделились на два лагеря: одна сторона считает, что компания взяла курс на оптимизацию и сокращение издержек, а вторая сторона утверждает, что «СантаХаус» стоит на грани банкротства. В управляющем сетью ООО «Лавента» говорят, что закрытия магазинов связаны с плановым изменением существующей бизнес-модели. 

Пристальное внимание к сети «СантаХаус» появилось после сообщения о грядущем закрытии девяти магазинов, опубликованном в СМИ. По данным ООО «Лавента», прекратят работу магазины, расположенные в торговых центрах «Масштаб», «Сити Молл» и «Подсолнух». Планируется закрытие объектов в Тюмени, Казани и одного магазина в Самаре. Компания планирует завершить распродажу товаров и прекратить работу объектов  к середине апреля. В Москве продолжит деятельность один из трех гипермаркетов товаров для дома, расположенный  на Рублевском шоссе в МТК «Европарк». 

Причинами закрытия девяти неприбыльных магазинов компания называет  изменение окружающей экономической  ситуации, снижение потока посетителей в ТЦ  и в некоторых случаях негибкий подход арендодателей к установке адекватных арендных ставок. «Изменения, которые происходят в компании, направлены не на сокращение, а на оптимизацию издержек  для дальнейшего развития сети «Санта Хаус». Они позволят нам сделать свою деятельность более гибкой и эффективной, позволят кардинально улучшить финансовые результаты», — прокомментировали в пресс-службе.

C 1 марта 2009 г. в компании начал работу Ричард Хеймс, ранее возглавлявший российскую розничную сеть ИKEA.  В должности операционного директора ООО «Лавента» он будет отвечать за определение стратегических и коммерческих приоритетов для деятельности розничной сети.  

«Сеть «Санта Хаус» продолжает деятельность, у нас нет причин для выхода из бизнеса. На сегодняшний день мы практически полностью погасили имеющиеся банковские кредиты и проводим встречи с нашими поставщиками и партнерами для согласования графиков платежей», — говорится в ответе ритейлера на запрос Retailer.RU.  

Однако поставщики товара настороженно отнеслись к планам компании сократить количество магазинов и сочли их сигналом о возможном банкротстве. Сейчас на сайте арбитражного суда зарегистрировано  35 исков к ООО «Лавента».   Основную массу исков в Арбитражный суд составляют требования компании  «Строймода», которое выполняло строительные работы в магазинах «СантаХаус».

«Не всегда эти работы были выполнены в соответствии с условиями заключенных договоров строительного подряда, поэтому в конце 2008 г. мы предложили «Строймоде» урегулировать спорные вопросы в досудебном порядке, — сообщили в компании. — По ряду договоров взаимоприемлемые решения были достигнуты и закреплены соответствующими документами. По ряду договоров нам не удалось прийти к согласию. После того как «Строймода» приняла решение отстаивать свои интересы в  арбитражном суде, ООО «Лавента» также вынуждено передать рассмотрение своих претензий к данной компании в рамки арбитражного процесса. На сегодняшний день ООО «Лавента» подготовлено и направлено в суд 14 встречных исковых заявлений  на сумму, перекрывающую сумму требований «Строймоды», — пояснили в «Лавенте».  

Торговая компания АЛКО, занимающаяся дистрибуцией металлической посуды, подала иск к ООО «Лавента»  на прошлой неделе. Михаил Астановский, коммерческий директор дистрибьютора, считает, что «дни ритейлера сочтены»: «Мы работали с «СантаХаусом» с момента основания сети. До весны 2008 г. оплата от компании поступала всегда вовремя. После – начались задержки. В конце прошлого года нам и многим нашим коллегам было предложено увеличить отсрочку с 60 до 120 дней. Мы не пошли на этот шаг. Оплата лишь малой части задолженности для возобновления  поставок в сеть  нас тоже не устраивает. Забрать товар мы не можем, так как из-за хранения в торговом зале у него зачастую отсутствует упаковка и соответствующий товарный вид. Исчерпав все разумные подходы и понимая, что дальнейшее сотрудничество бесперспективно, мы были вынуждены обратиться в Арбитражный суд». 

Точный размер задолженности по оплате ООО «Лавента» торговой компании АЛКО Михаил Астановский не сообщил, обозначив, что она составляет «десятки миллионов рублей». Поставки в сеть «СантаХаус» дистрибьютор прекратил в феврале 2009 г. По оценке дистрибьютора, до разрыва сотрудничества доля товара от торговой компании АЛКО занимала около 30% ассортимента в категории «посуда» в магазинах «СантаХаус».

«До недавнего времени нас просили не волноваться и утверждали, что товарные остатки в сети превышают сумму задолженности. Но согласно документам, которые мы получали в последнее время, очевидно, что это не так, и задолженность во много раз превосходит товарные остатки. Мы даже не прекращали поставки при наличии графика погашения долгов. Но во время нашей последней встречи компания отказалась  его предоставить. Думаю, что банкротство сети все-таки возможно. Наше законодательство позволяет легко объявить себя банкротом и оставить кредиторов и поставщиков ждать выплат долгов еще долгое время», — добавил Михаил Астановский.

Перед ООО «Радиус СПб», поставляющем в сеть товары для кухни, у ООО «Лавента» уже двухмесячная просроченная задолженность  и неоплаченный товар  на балансе. «Мы работаем с сетью с 2006 г., оплата до последнего времени поступала хорошо, но сейчас платежи приостановлены. Вместо этого «СантаХаус» предлагает определенную схему погашения долга, которая нашу компанию не совсем устраивает. Все поставки в сеть заморожены до прояснения ситуации», — прокомментировал ситуацию  Денис Немченко, начальник отдела продаж ООО «Радиус СПб». 

Юлия Сенчило, вице-президент по коммерческим вопросам текстильного объединения «Монолит» (производство и поставки домашнего текстиля), рассказала Retailer.RU, что несмотря на задолженность по оплате, «Монолит» возобновил  поставки в «СантаХаус». «Процесс урегулирования разногласий с торговой сетью продвигается, конечно, не так быстро, чем мы ожидали, но могло быть и еще хуже.  Сеть могла бы объявить себя банкротом, и тогда все поставщики ждали бы возвращения своих долгов долгие годы. У нас «подвисли» некоторые платежи, но наша компания сейчас забирает около трети товара.  По оставшемуся товару составлен график погашения долгов, которого ООО «Лавента» четко придерживается. Компания попросила отсрочку, и мы пошли им навстречу, так как заинтересованы в том, чтобы сеть продолжала свою работу, а мы продолжали туда поставки», — отметила Юлия Сенчило.  

Сейчас отсрочка платежа для текстильного объединения «Монолит» составляет 120 дней.

Как сообщили сотрудник «СантаХаус», пожелавший остаться неизвестными, работа компании продолжается в обычном режиме. Никаких сообщений о закрытии всей сети им не поступало. «Согласно программе оптимизации, в сети сокращается матрица и «отсекаются» все убыточные элементы».  

В «СантаХаус» факт сокращения ассортиментной матрицы не подтвердили, но и не опровергли, уточнив только, что  изменения  ассортимента готовятся, но повлияют ли они на сокращение количества SKU в торговом зале пока неизвестно. «В этом году мы планируем обновить систему навигации для покупателей и фасады  магазинов», — уточнили в пресс-службе.  

Александр Селиверстов, первый заместитель генерального директора сети товаров для дома «Уютерра», считает, что у «СантаХауса» были слишком большие торговые площади для магазина товаров для дома:  «Площадь одного объекта «СантаХаус»  достаточно велика — от 2 500 до 5 000 кв.м. У «Уютерры»  такой же ассортимент выложен на 800 – 1 000 кв.м. Они открывались в хороших местах с высокими арендными ставками, и, думаю, что  с высокими платежами за аренду из-за избыточных площадей экономика никак не складывалась. По нашему опыту, лишние площади не добавляют много выручки», — дополнил Александр Селиверстов.  

Илья Шуравин, партнер S. A. Ricci/King Sturge, считает, что ассортиментная матрица «СантаХаус» была очень интересна и прогрессивна,  но допущенные просчеты сделали проект менее востребованным, чем ожидалось.  «Действительно, «СантаХаус»  мог брать изначально более интересные площадки и дешевле, однако урезанный метраж (по сравнению с крупнейшими международными DIY сетями) не позволял «выбивать» серьезные арендные скидки».  

«Кроме таких причин, как завышенные ставки аренды и неудачные месторасположения проектов, большинство ритейлеров отмечает  спад уровня продаж. Наблюдается падение покупательской активности, связанного с ростом уровня безработицы и ослаблением курса рубля.  Гонка по наращиванию магазинов в 2008 г. многими операторами была нацелена на будущую продажу инвестиционным фондам, что так и не свершилось из-за кризиса, и это обстоятельство подставило под удар ряд федеральных сетей», — заметил эксперт. 

Илья Шуравин оценил вероятность банкротства проекта в этом году как крайне низкую: «Думаю, что в долгосрочном периоде у проекта будет второй шанс, если ассортиментная матрица и позиционирование будут пересмотрены пользу более мужской аудитории и «СантаХаус» будет входить в новые отдельно стоящие проекты с хорошей парковкой, а не торговые площади при торговых галереях. Оптимальным выходом для ритейлера в данной ситуации  будет скорейшее закрытие наименее удачных магазинов, а в более качественных — урезание ассортимента и сдача часть помещений в субаренду», — добавил Илья Шуравин. 

Справка:

Сеть магазинов  товарах для дома «СантаХаус» была создана в 2004 г. На данный момент сеть объединяет 20 магазинов «СантаХаус». Пять из них работает в Санкт-Петербурге, три – в Москве, по два – в Челябинске,  Самаре, Казани, по одному — в  Тольятти, Тюмени, Ростове-на-Дону, Уфе, Липецке и Волгограде. 

Основной владелец – Александр Кац, владелец ГК «Лаверна». С 2008 г. 25% +1 акция принадлежит Russia New Growth Fund (фондом управляет одно из подразделений ИК «Тройка Диалог»).

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar