Объем грузов, проходящий через Москву, за прошлый год сократился, по оценкам логистических операторов, на 30–40%. Всё большую роль начинают играть межрегиональные перевозки. Логистическим компаниям, специализирующимся на перевозках из московского региона, этот тренд грозит серьезными проблемами.
Традиционно основные грузопотоки — порядка 75% от общероссийских — проходили через столицу. Однако, по оценкам транспортно-экспедиционной компании ПЭК, объем грузов, проходящий через Москву, в прошлом году сократился на 30–40% и сейчас эта тенденция сохраняется.
— Причина — снижение объемов импорта, основной поток которого традиционно приходился на Москву и Московскую область, — пояснил гендиректор ПЭК Евгений Фирсов. Впрочем, в таком сегменте, как товары повседневного спроса (FMCG), снижение перевозок через московский регион менее радикально.
— Потоки некоторых наших клиентов сократились, но в пределах 10%, — сообщила коммерческий директор по транспорту FM Logistic Маргарита Бэнэвиз.
Другой новой тенденцией становится рост объема межрегиональных перевозок. Участники рынка отмечают, что еще недавно регионы выступали примерно на 90% получателями грузов (в основном за счет поставок импорта), однако сейчас грузопотоки в регионах, по мнению Евгения Фирсова, практически уравнялись и составляют в равных пропорциях отправку и получение. Его слова подтверждают и в FM Logistic — с оговоркой, что пропорция в регионах всё же сохраняется на уровне 70:30 и отгрузки из Центрального региона всё же пока преобладают. О тенденции увеличения грузопотоков из регионов в центральную Россию говорит также начальник отдела организации автомобильных и железнодорожных перевозок DPD в России Юрий Минаков. Он отмечает, что смена направления перевозок позволяет незначительно, но всё же снизить себестоимость перевозок за счет увеличения обратных загрузок.
Смена тренда грозит серьезными проблемами компаниям-перевозчикам, сосредоточенным на отправках из Москвы и не обладающих широкой филиальной сетью.
— Мы видим, что количество таких компаний, в том числе довольно крупных, сократилось, — отметил Евгений Фирсов из ПЭК. Его слова подтверждают и в DPD.
— Часть небольших компаний уже прекратила свою деятельность или находится на грани закрытия. Крупные игроки пока держат свои позиции на рынке, — сообщил Юрий Минаков. Под угрозой банкротства находятся также небольшие компании, специализирующиеся в каком-то определенном сегменте товаров.
— Если произошло падение спроса в их отрасли и, соответственно, снизился объем ввозимых грузов из-за рубежа, такие компании могут начать закрываться уже в ближайшее время, — полагает гендиректор компании ПЭК.
Более оптимистичен в оценках и прогнозах директор по логистике оператора сети оптово-распределительных центров "Росагромаркет" Андрей Филатов. Он отмечает, что, по данным департамента транспорта Москвы, за четыре года доля транзитного грузового транспорта, проходящего через Москву, снизилась с 35% до 29%.
— Многие операторы с автопарками машин высокой грузоподъемности (от 12 т), переключаются на работу с подмосковными распределительными центрами и прокладывают маршруты в объезд города, — отмечает он. При этом транспортные компании с грузовиками меньшей грузоподъемности увеличили рейсы в пределах МКАД. Таким образом, по его словам, произошло лишь перераспределение автотранспорта и маршрутов грузоперевозок. Дальнейшей генерации грузопотока будет способствовать, по его мнению, масштабное развитие логистической инфраструктуры вокруг столицы. Он напоминает, что в 2014 году было построено около 700 тыс. кв. м складской недвижимости, в прошлом году — 1,1 млн кв. м, а в 2016 году вокруг Москвы планируется построить склады общей площадью 1,5 млн кв. м.